Стив маттин: как создать дизайн лады с ноля

Стив Маттин: вопреки традициям

На АвтоВАЗе, как меня учили еще советские директора, первый тост всегда «За трубу»?

-А Вам нравится эта традиция?, — спрашивая, я рассчитывал на положительный ответ, но бородка Стива Маттина ощетинилась.

CM — моя задача и проблема сегодня — отойти от традиций. Если вы повинуетесь традиции, вы никогда не изменитесь. Нам нужно изменить качество дизайна, взглянуть на новых клиентов, создавая яркие и привлекательные продукты с именем Lada, чтобы стать сильным брендом, которым русские могли бы гордиться.

— Вы меня вспомнили?, — спрашивал я Стива при первых встречах в России.  Видел его чаще других вазовских начальников в самых разных местах: на гонках, презентациях, даже в театре оперы и балета. В глубине души я гордился, что еще до всей вазовской истории брал интервью у Маттина в Швеции, когда он был шеф-дизайнером Volvo. Но в моей голове жила неприятная мысль, что этот парень быстро забудет не только меня, но и мрачные трубы АвтоВАЗа, вернувшись, например, в Мерседес-Бенц, откуда он начинал. И вот прошло время, и наступил Московский международный автосалон 2018. Он мне запомнится не только бойкотом большинства фирм, но и стендом Лады в первую очередь. Вот, представьте картину: огромная толпа дилеров из России и других стран (я сам общался со многими, с болгарином и турком, например), под овации и смартфоны встречают Стива Маттина. Он, как хороший актер, выбегает на сцену, излучая оптимизм: Лада, кажется, становится  вершиной карьеры Маттина. Значит, с этой высоты он должен видеть весь модельный ряд от бюджетного автомобиля до превосходного.

Lada Granta cross — Lada X-Ray: дизайн Стива Маттина.

CM — Я работаю в Lada уже семь лет, и в начале портфель был принципиально отличным от того, что у нас есть сегодня. Мы сохранили рыночные сегменты наших моделей, но мы выпустили много новых — Vesta, Vesta Cross, новую Granta, X-Ray. Именно эти машины приносят нам успех сегодня.

Lada Granta 2018

Lada Vesta Sport

СМ — Нам необходимо сохранить основную часть нашей клиентской аудитории и в то же время показать потенциальный рост бренда. Это — долгая работа, и то, что мы сделали до сих пор, только первый шаг. Легко нарисовать премиум- или спортивный автомобиль, потому что у вас мало ограничений. Создать привлекательный, но доступный массовый автомобиль непросто, напротив, это очень сложная задача. Мы говорим об автомобилях с ценой около 10 000 евро. Этот финансовый барьер даже не стал началом для других брендов. Сложность нашей задачи — создать привлекательную модель, но гораздо более доступную, чем предлагают другие бренды. Предложить современный дизайн, но по доступной цене.

Lada Vesta SV cross

СМ — Я люблю фотографию, поэтому снимаю все, что я делаю, и фотографии неотделимы от моей жизни. Если вы посмотрите «гранты», вы увидите, что связывает все наши новые модели — «X-лицо». У нас есть много клиентов, которым нравится новое лицо бренда, но пока они не могли позволить себе современный вид из-за более высокой цены на Vesta. И мы предложили им Гранту  с новым лицом и дизайном, новыми пропорциями автомобиля. Раньше Гранта казалась высокой, теперь стала шире, массивнее и выглядит как доведенный наш фирменный продукт.  У нее спортивный дизайн, новые колеса, зеркала, мы  много работали над интерьером — новая панель с новыми графическими устройствами, лучшими сиденьями, новыми тканями. У Гранты  несколько типов кузова: седан, хэтчбек, лифтбек, универсал и кроссовер.

Steve-Mattin на стенде Лады, ММАС 2018.

Granta cross — концепт, на вопрос «когда?», звучит уклончивый ответ, но ход мыслей понятен.

Я не ослышался, Стив говорил о новой панели приборов. Знаю, что делают ее руками отечественных поставщиков компонентов. Здесь мне всегда виделась дорога в тупик, и захотелось глазами Стива увидеть свет в конце тоннеля.

СМ — Мы работаем с российскими поставщиками. При таком уровне цен и фиксированном бюджете мы не можем полагаться, например, на мягкий пластик в интерьере.

«Автомобиль, который вытащил „АвтоВАЗ“ наверх»

Лицо с «Иксом»-4


Седан Lada Vesta Sport

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

«Веста» — автомобиль, который вытащил „АвтоВАЗ“ наверх. Это модель, о которой стали говорить с уважением. Во многом это заслуга Стива. Конечно, создание автомобиля — это коллективный труд. Это и качество, и комплектующие, это и запуск вовремя, который осуществил Бу Андерсон. С точки зрения дизайна, восприятия автомобиля, того, как люди стали смотреть на „Весту“, особенно на универсал Cross, — в этом несомненная заслуга Маттина», — рассказал «Известиям» главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

Япона-лада: как едет российский бестселлер с новым «автоматом»

Тест-драйв Lada Vesta со 113-сильным мотором и японским вариатором

Новости раздела

  • Тольяттинское «Стальсервис-ТЛ» получит льготный заем по программе Фонда развития промышленности

    19:46

  • В 2022 г. в Самарской области запустят три ветроэлектростанции

    18:49

  • РСХБ: к 2022 году время получения потребительского кредита и кредитной карты сократится вдвое

    18:26

  • В Сызрани благодаря нефтяникам появился новый сквер

    16:16

  • ВСК — лидер роста рынка страхования имущества физлиц по итогам второго квартала 2021 года

    15:31

  • На юбилейный 404fest приедет Артемий Лебедев

    14:28

  • Погрузка на Куйбышевской железной дороге составила 5,2 млн тонн в августе

    14:20

  • В Самарской области заработала новая мера государственной поддержки фермеров

    14:00

  • Банк ДОМ.РФ снизил ипотечные ставки по программам ИЖС

    13:35

  • Банк «Открытие»: Китай распечатывает нефтяные резервы

    12:33

  • «Солидарность» выкупила долг «Крыльев Советов» перед Газбанком

    12:31

  • Средний размер автокредита в Поволжье составил 786 тысяч рублей

    11:16

  • АвтоВАЗ представил Lada Vesta на IX Международном Евразийском форуме «Такси»

    11:10

  • На строительство легкоатлетического манежа в Тольятти дополнительно направили 76 млн рублей

    10:42

  • Более 113 тысяч контейнеров ДФЭ перевезли по Куйбышевской железной дороге с начала года

    10:25

  • На строительство дороги от М-5 до Крутых Ключей выделено 115 млн рублей

    09:45

  • Банк «Открытие» предлагает скидку по семейной ипотеке

    10 сентября 2021 18:03

  • Более 5 тыс. услуг получили предприниматели Самарской области в центрах «Мой бизнес»

    10 сентября 2021 17:52

  • Фармпредприятия ОЭЗ «Тольятти» в 2021 году инвестировали 2,4 млрд рублей

    10 сентября 2021 17:06

  • Банк «Открытие»: замедление экономики затормозило рост ключевой ставки

    10 сентября 2021 17:02

  • В осенней ярмарке продукции самозанятых примут участие более 30 проектов

    10 сентября 2021 16:58

  • Молодые специалисты предприятий АПК получают «подъемные»

    10 сентября 2021 16:34

  • Жители Самарской области получат в подарок детские smart-часы при подключении к Tele2 в «Эльдорадо»

    10 сентября 2021 16:16

  • Николай Абашин: «В этом году в регионе будут завершены десять проектов мелиорации»

    10 сентября 2021 16:12

  • Карбоновые полигоны: в Самарской области разрабатывают проекты поглощения углерода

    10 сентября 2021 15:50

  • Утвержден проект межевания под строительство Южной обводной дороги

    10 сентября 2021 15:24

  • Бренд «Самарский продукт» помогает развиваться региональному бизнесу

    10 сентября 2021 15:22

  • ПСБ запустил новый продукт — «Счет эскроу для юридических лиц»

    10 сентября 2021 14:52

  • Банк «Открытие»: резкого снижения цен на энергетический уголь не стоит ожидать до февраля-марта 2022 года

    10 сентября 2021 14:21

  • Хорошая урожайность строится на сбалансированном питании растений

    10 сентября 2021 10:41

  • Завод «Lada Запад Тольятти» присоединят к АвтоВАЗу

    10 сентября 2021 10:41

  • Цифровые технологии не отменяют традиционные научные подходы в растениеводстве

    10 сентября 2021 10:33

Все новости

Новости раздела

  • Урок Мужества в День знаний прошел в поселке Формальный

    02 сентября 2021 10:19

  • В Самаре состоится концертное шоу победителей Российской студенческой весны

    01 сентября 2021 12:40

  • В эфире марафона «Новое Знание» покажут встречу президента РФ со школьниками

    31 августа 2021 15:12

  • «Лидеры России» предложили идеи по закреплению молодежи на Самарской земле

    29 августа 2021 19:59

  • Две команды из Самарской области заняли призовые места в полуфинале «Цифрового прорыва»

    25 августа 2021 10:19

  • Константин Доладов: «Только личным примером и сообща мы воспитаем здоровое поколение»

    16 августа 2021 14:17

  • Участники международного молодежного форума российских соотечественников представили совместные проекты

    03 августа 2021 19:38

  • Изменены сроки проведения и формат молодежного форума «iВолга»

    30 июня 2021 11:16

  • Дирекция форума «iВолга» запустила марафон вакцинации #мояпрививка

    29 июня 2021 13:42

  • Самаре заявили о старте конкурса президентского фонда культурных инициатив

    14 июня 2021 20:05

  • До 12 июня принимаются заявки на Всероссийский конкурс «Твой ход»

    27 мая 2021 18:37

  • До 7 июня продлена регистрация на молодежный форум ПФО «iВолга»

    27 мая 2021 14:21

  • Человекоцентричная коммуникация с молодежью: участники программы региональной стажировки РАНХиГС представили свои проектные идеи

    26 мая 2021 12:23

  • Студентам самарских ссузов представили молодежный форум ПФО «iВолга»

    20 мая 2021 14:33

  • В рамках форума «iВолга» впервые стартовал марафон проектов

    13 мая 2021 19:57

  • Областной минтруд увеличил финансирование на трудоустройство подростков

    13 мая 2021 12:11

  • В Самаре прошел первый молодежный фестиваль #МирТрудМай

    01 мая 2021 17:14

  • Состоялся гала-концерт «Самарской студенческой весны-2021»

    28 апреля 2021 08:20

  • Муниципалитетам Самарской области презентуют концепцию молодежного форума «iВолга»

    21 апреля 2021 10:23

  • Объявлен старт регистрации на форум «iВолга 2021»

    14 апреля 2021 13:35

  • Самарская область победила в двух номинациях фестиваля «Театральное Приволжье»

    27 марта 2021 20:53

  • Форум «iВолга» в 2021 году планируется провести вновь на Мастрюковских озерах

    26 марта 2021 16:16

  • Управленцы-стажеры РАНХиГС обсудили молодежную политику Тольятти

    17 марта 2021 10:28

  • Самаранефтегаз получил диплом движения #Экоравновесие

    16 марта 2021 13:54

  • В Самаре обсудили проведение форума «iВолга»-2021

    29 января 2021 18:46

  • Шестеро жителей Самарской области победили в конкурсе «Моя страна — моя Россия»

    02 декабря 2020 11:18

  • В Самаре состоялся полуфинал Всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!»

    01 декабря 2020 12:31

  • Школьники и студенты рисуют плакаты «Вместе против коронавируса»

    23 ноября 2020 15:12

  • Анастасия Софьина: «Региональная команда выработала колоссальные меры поддержки для молодежи»

    12 ноября 2020 18:37

  • Стартовал молодежный форум «iВолга» в онлайн-формате

    24 августа 2020 17:39

  • На форуме «iВолга» пройдет прямой эфир о рекламе и PR

    19 августа 2020 16:12

  • «iВолга» в прямом эфире расскажет о системе мотивации резидентов

    14 августа 2020 19:06

Все новости

Революционер Стив

«Я здесь, чтобы вдохнуть новую жизнь в облик автомобилей Lada, изменить эмоциональное отношение потребителей к бренду», — заявил Стив Маттин в интервью «Известиям». Главным дизайнером марки Lada он стал в октябре 2011 года.

К тому времени британец был серьезной величиной в автомобильном мире, автором нескольких революционных моделей. Впервые он прославился благодаря представленному в 1997 году Mercedes-Benz A-Class. И хотя дебют переднеприводного компакта омрачили проблемы с управляемостью и устойчивостью, выглядел он действительно революционно.

В последующие годы Маттин создал множество успешных моделей для Mercedes-Benz. Впрочем, не всегда его стремление к оригинальности приводило к успеху. Вычурный Maybach провалился, а минивэн Mercedes-Benz R-Class, созданный на основе маттиновского концепта Vision оGST, просто не поняли.

Лицо с «Иксом»-6


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Слишком радикальным оказалось видение Маттина и для Volvo — дизайном шведской компании он руководил с 2004 по 2009 год. Во всяком случае, созданные при его участии модели S60 и XC60 позже перенесли рестайлинг, сделавший их облик более консервативным.

Меньше падать: что ждет российский авторынок дальше

Продажи машин в сентябре снова в плюсе, но курс рубля и пандемия могут всё изменить

Что касается «АвтоВАЗа», то моделям российского автопроизводителя как раз не хватало яркой внешности. Показанная в 2011-м «Гранта» продемонстрировала потолок тольяттинских дизайнеров. Спустя несколько лет, делая машине рестайлинг, Стив не только снабдил ее , но и переделал тяжеловесную корму с нелепыми завитками на крышке багажника.

Стив Маттин: конфликтный или покладистый?

СМ — Я очень прост и непрост. Я думаю, что у меня есть серьезное преимущество на АвтоВАЗе — 30-летний опыт работы в области автомобильного дизайна с лучшими брендами мира, Mercedes, BMW и Volvo, и я знаю, что  возможно в развитии, а что нет. Моя задача — передать опыт и знания моей команде. Я думаю, что у меня сложились очень хорошие отношения на всех уровнях компании. И если веду себя твердо, то лишь заботясь об улучшении продукта.

Steve-Mattin: Важно знать, где можно сделать компромисс, а где нет. Когда есть слишком много компромиссов, продукт получается невнятным

В моем деле я должен быть честным и еще раз честным.

Ваш концепт  Lada 4×4 все называют новой Нивой. Но Нива уже существует у другой компании и с добавлением слова «Шеви». Итальянцы давно занимаются её инжинирингом, и у нее будет свой дизайн. Как вы для себя разделяете этих двух почти близнецов от рождения?

С.М. — Я не знаю, что происходит с Шеви Нивой, они продемонстрировали концептуальную модель несколько лет назад. Моя задача — сделать Lada. Если вы посмотрите на ситуацию c Lada в мире, вы увидите, что модель 4×4 имеет огромную репутацию и не только в России. Это основа, на которой мы должны воссоздать сильную модель.

В этом месте мне захотелось поспорить, и я даже заметил, что «4х4» в виде шильдика можно найти у многих вседорожников и даже паркетников. Но Стив Маттин дал понять — Лада 4х4 особенная.

Lada 4Х4 концептуальная версия Стива Маттина была названа посетителями ММАС 2018 Лучшим автомобилем выставки.

С Нивой, как выяснилось, связана и история перехода Стива Маттина из Volvo к нам в Тольятти. Niva — вот и все, что он знал о продолжении бренда Lada в 2011 году.

СМ — В отличие от моего перехода на Volvo, у Лады пришлось начинать с чистого листа. В жизни у вас не всегда есть такая возможность полной свободы, открытия новой культуры, новых людей, новых горизонтов. Это был отличный жест, и сегодня вы видите результаты. Lada среди немногих марок сумела совершить огромные изменения за очень короткое время.

При этих словах я представил себе худощавого британца Стива Маттина на тольяттинском ветру голубыми глазами осматривающего бескрайние просторы Технического центра АвтоВАЗа, который строился под законодателя мировой автомобильной моды. Итальянский маэстро Джорджетто Джуджаро называл этот центр собором в пустыне.

Стив Маттин в августовские дни курсировал между ММАС 2018, Тольятти и Сочи, где на автодроме в РСКГ стартовали кольцевые «весты».

CM — Возможно, создание центра в Москве — это демонстрация того, что мы хотели выбраться из этого самого «собора». В конце концов, у меня сотрудников не так много, при том, что думать о будущем не так просто. В России далеко не полностью развита автомобильная инфраструктура, и мы должны много сделать сами. Сегодня у Lada есть сильная и уникальная ДНК — не просто во внешности, она видна повсюду, но в каждой модели передается по-своему. Различные размеры, пропорции, углы, более гладкие или более резкие. И все это — часть стратегии, которая должна укрепить бренд. И если кто-то покупает Гранту, но видит Весту — автомобиль высшего класса, он, естественно, получит удовольствие. Успешный бренд не меняется за одну ночь. Уверяю вас, что с нашим дизайном у нас никогда не будет недостатка в идеях. Стены в нашей московской студии покрыты различными интерпретациями «Х-диаграммы» в нашем стиле.

Стив Маттин, как он сам сказал, любит фотографировать. Недавно в  фейсбуке я видел его прыгающим высоко вверх, конечно, вся фигура его изображала восторг и … бросала тень на асфальт ну точно в виде икса. Теперь понятно чья ДНК течет в жилах Lada.

В интервью на видео внизу принимал участие и мой коллега по Европейскому Конкурсу Autobest Илья Селиктар (на фото слева).

От автора блога automps.ru Петра Меньших: Благодарю Оксану Вершинину за помощь в организации интервью, Илью Селиктара за интересные вопросы, Евгения Михалкевича за фото и видео материал. Повторно даю ссылку на видео интервью, что дал нам Стив Маттин.

По личным обстоятельствам

Маттин, как сообщают в пресс-службе «АвтоВАЗа», решил отойти от операционной деятельности по личным обстоятельствам, но согласился остаться в качестве советника президента Ива Каракатзаниса. По информации «Авторевю», сложный 2020-й коснулся и семьи Маттина, поэтому всё лето он провел в Англии. Он принял решение сфокусироваться на личной жизни и сделать паузу в работе.

Лицо с «Иксом»-1


Главный дизайнер Lada Жан-Филипп Салар

Фото: lada.ru

Жан-Филипп Салар до назначения проработал пять лет в должности директора по дизайну Groupe Renault в Восточной Европе. Именно он отвечал за дизайн новых моделей Duster, Logan, Sandero и Arkana. До этого Салар возглавлял команду дизайнеров Renault Samsung Motors в Корее, а еще ранее руководил дизайн-центром Renault в Мумбаи (Индия).

Жан-Филипп Салар возглавит LADA Design

«Нива» на новый лад

На Московском автосалоне 2021 года Маттин представил концепт Vision 4х4, свое видение автомобиля, который придет на смену классической «Ниве» — внедорожнику Lada 4×4. Нивовские элементы вроде прорезей в задней стойке и бровей поворотников вполне гармонично сочетались с X-образным передком и рельефными «иксами» на боковинах. Чтобы сохранить знакомый трехдверный силуэт, узкие задние двери лишили ручек.

Еще один автовазовский концепт Xcode был создан Рафаэлем Линари, возглавлявшим московскую дизайн-студию «АвтоВАЗа», — но по заветам Маттина. Это была довольно смелая фантазия. Субкомпактным кроссовером размерами меньше Xray планировали привлечь молодежь.

Лицо с «Иксом»-3


Внедорожник Lada 4×4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Однако обновление старых моделей «АвтоВАЗа» было скромным — семейство «Гранта» и компактвэн Largus не получили фирменных выштамповок на боковинах ввиду ограниченности бюджета.

«Стив Маттин сделал то, что до него на „АвтоВАЗе“ не мог сделать никто — единый фирменный стиль, причем динамичный и современный», — считает Игорь Моржаретто. Действительно, модельный ряд «АвтоВАЗа» пришел к относительному единобразию.

Не хуже иномарок: самые ожидаемые новинки на российском авторынке

Рестайлинговая «Веста», старая-новая «Нива», «Газель» и УАЗ — когда ждать их появления в продаже

«Иксы», пусть и неявственно, просматриваются даже в облике Lada 4×4 Urban, самой возрастной модели российского автопроизводителя.

Стив Маттин в Volvo, а следом Россия и АвтоВАЗ

После успешной карьеры в Mercedes-Benz, в 40 лет Стив переходит в Volvo на должность главного дизайнера марки. Под его руководством были созданы дизайны: XC60, V40, S60. Для шведской марки это были одни из самых успешных лет.

Но как одного из лучших дизайнеров занесло на АвтоВАЗ? Честно сказать, дизайном автомобили АвтоВАЗа никогда не могли похвастаться: топорные, неудобные – их брали только из-за простоты и дешевизны.

Владельцы тех машин и в самом лучшем сне не могли представить, что буквально через несколько лет отечественные Лады будут на полном серьезе конкурировать с иномарками, пусть и не в премиальных сегментах.

Renault-Nissan и Стив Маттин спасает Ладу от убытков

А все изменилось с приходом Renault-Nissan, впервые LADA перестала кормить покупателей обещаниями по выпуску обновленных моделей. Первый проект был создана в кратчайшие сроки – это была Lada Granta.

В планах был не один проект, Гранта являлась только началом, для воплощения всех задумок требовался звездный главный дизайнер.

В списке рассматриваемых вакансий работа в АвтоВазе была на последнем месте, но поняв, что LADA является сильнейшим вызовом и ему придется создавать не просто модель, а лицо целого бренда с нуля, Стив согласился. Заняв место главного дизайнера, началась самая кропотливая работа – понять чего хочет русский человек, что его волнует, что ему нравится.


После долгих изысканий выбор пал на X- образный дизайн:Vesta, X-ray, Granta – все они созданы в едином стиле. Стиву Маттину удалось сделать то, что не могли создать годами – единую концепцию, цельный образ, лицо марки. Получив компанию, которая выпускала архаичные автомобили (Ваз-2107, Приора были на конвейере), он проделал титаническую работу: создал профессиональную команду и заложил фундамент для дальнейшего развития. И Лада преобразилась, стала самой популярной маркой в России – ее действительно полюбили по-настоящему и огромную лепту привнес в это Стив Маттин.

Революционер Стив

«Я здесь, чтобы вдохнуть новую жизнь в облик автомобилей Lada, изменить эмоциональное отношение потребителей к бренду», — заявил Стив Маттин в интервью «Известиям». Главным дизайнером марки Lada он стал в октябре 2011 года.

К тому времени британец был серьезной величиной в автомобильном мире, автором нескольких революционных моделей. Впервые он прославился благодаря представленному в 1997 году Mercedes-Benz A-Class. И хотя дебют переднеприводного компакта омрачили проблемы с управляемостью и устойчивостью, выглядел он действительно революционно.

В последующие годы Маттин создал множество успешных моделей для Mercedes-Benz. Впрочем, не всегда его стремление к оригинальности приводило к успеху. Вычурный Maybach провалился, а минивэн Mercedes-Benz R-Class, созданный на основе маттиновского концепта Vision оGST, просто не поняли.

Лицо с «Иксом»-6

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Слишком радикальным оказалось видение Маттина и для Volvo — дизайном шведской компании он руководил с 2004 по 2009 год. Во всяком случае, созданные при его участии модели S60 и XC60 позже перенесли рестайлинг, сделавший их облик более консервативным.

Что касается «АвтоВАЗа», то моделям российского автопроизводителя как раз не хватало яркой внешности. Показанная в 2011-м «Гранта» продемонстрировала потолок тольяттинских дизайнеров. Спустя несколько лет, делая машине рестайлинг, Стив не только снабдил ее фирменным «икс-фейсом», но и переделал тяжеловесную корму с нелепыми завитками на крышке багажника.