Описание и принцип работы системы контроля слепых зон

Система контроля в помощь водителю

В автошколах учат избегать попадания в проблемное пространство и правильно вести себя в нем, а также верно действовать, когда чужая машина внезапно пропала из поля видимости. Но контроль слепых зон автомобиля может осуществляться и с помощью технических приспособлений.

Датчики

Существуют ультразвуковые устройства, способные уловить движение чужого автомобиля в зоне, где он не виден, и подать сигнал. Они устанавливаются на машину при сборке, чаще по обеим сторонам бампера или на боковых зеркалах. Но есть также приспособления, которые владелец может прикрепить сам.

Датчики слепых зон автомобиля улавливают объект на расстоянии 3 м от него. То есть увидят и просигнализируют не только о тех машинах, что движутся по соседней полосе, но и едущих через ряд, указав расстояние до них. Они помогут распознать опасность при повороте, перестроении или обгоне. Ультразвуковые устройства работают и на стоящем автомобиле.

Датчики могут быть радарными, именно они чаще идут в комплектации авто. Это вид систем контроля также поможет «увидеть» помеху сбоку. Но радарные датчики не реагируют на проезжающие мимо машины, если та, на которой они установлены, находится без движения.

Зеркала

Можно установить зеркала для слепых зон на автомобиль. Их поверхность сферическая, поэтому они покажут большую часть дороги, чем обычные. Но у таких приспособлений есть недостаток – они искажают картинку. И водитель может решить, что расстояние до соседнего транспортного средства больше, чем есть на самом деле.

Обычные зеркала тоже расширяют видимое пространство

Важно правильно их разместить. Каждое следует отрегулировать так, чтобы водителю была видна ручка задней двери авто. А линия горизонта должна находиться чуть ниже середины зеркала или разделять его на две равные части

Так удастся увидеть максимальное заднее и боковое пространство

А линия горизонта должна находиться чуть ниже середины зеркала или разделять его на две равные части. Так удастся увидеть максимальное заднее и боковое пространство.

ЛЕД-индикаторы

Система слепых зон автомобиля может дополняться или состоять из LED-индикаторов. Это световые приспособления, которые крепят на зеркала либо в салоне машины. Как только в непросматриваемой невооруженным глазом области появляется другой автомобиль, чувствительное устройство распознает его, передает сигнал индикатору, и тот начинает мигать. Это происходит, когда водитель машины с системой намеревается совершить маневр и включает поворотник.

В чем опасность слепой зоны

Главная угроза «мертвого» участка в том, что он является дополнительным провокатором ДТП. Автомобиль, попавший в него, водитель другого транспортного средства не видит

А иметь возможность обозревать все объекты на дороге очень важно для того, чтобы просчитать действия участников движения

Необходимо знать, что делать самому, где сбросить скорость, в какой момент перестроиться или подождать с выполнением маневра. Неопытный автомобилист, потеряв из виду чужую машину, которую только что видел, может начать суетиться, нервничать. Это приводит к ошибкам, которые иногда оказываются фатальными.

Самая частая из них – перемещение на встречную полосу, когда другая машина внезапно выезжает из «мертвой» зоны. Стремясь избежать столкновения с ней, водитель врезается в идущий в противоположном направлении транспорт.

Рекомендуем прочитать о ДТП с фурами. Из статьи вы узнаете о причинах ДТП с фурами на дороге и на трассе, примерах масштабных аварий с участием фур и грузовиков.

А здесь подробнее о ДТП на главной дороге.

Плюсы и минусы системы

Несмотря на то, что ассистент, отвечающий за определение объектов в «слепых» зонах, является весьма удобной и полезной системой, как и любой другой электронный сервис он, помимо положительных сторон, имеет и ряд негативных моментов. К числу плюсов можно отнести:

  • безопасность водителя и пассажиров;
  • снижение вероятности ДТП;
  • отсутствие дополнительных трат на установку при монтаже ассистента в заводских условиях.

В списке недостатков данного сервиса значатся:

  • дороговизна при самостоятельной покупке и установке системы;
  • требует специальных навыков в обслуживании;
  • имеет ограниченный радиус действия;
  • несмотря на минимальные шансы, но все же не исключена возможность ошибочного определения объекта в «слепой» зоне либо, наоборот, его не определение там.

Учимся перестраивать машину в «черной дыре»

Для начала представим обычную ситуацию со слепой зоной. Дело обстоит так: водителю не видно авто, попавшего в мертвую зону, который вас обгоняет. При этом хотите сами обогнать невидимку. В этой ситуации будет положительный финал, если второй водитель сумеет вовремя отреагировать. 

В большинстве случаев просыпается инстинкт самосохранения, вследствие чего машина оказывается на встречной полосе. Если повезет, и ничего страшного не произойдет, виновником все равно будет автомобиль, выехавший на встречку. Никто не будет разбираться, почему это произошло, даже если это маневр уклона от ДТП. 

Как вести себя правильно, став гостем слепой зоны? Что спасет от аварийных моментов и объяснений с сотрудниками ГИБДД?

Не обязательно отказываться от перестроений на трассе. Достаточно отвести взгляд в сторону с возможным возникновением мертвого участка. Таким образом будет уверенность, что рядом нет никаких препятствий. Поворот головы займет около секунды. Далее уже не нужно оглядываться, чтобы не утратить контроль над сложившейся ситуацией. 

Как оживить мертвую зону

Всем автомобилистам можно порекомендовать грамотно выбирать позицию, оптимальную скорость и главное, уметь распознавать слепые участки дороги. 

Кроме этого, внимательность и наблюдение за поворотниками не помешает. Если вовремя выключить или включить поворотный сигнал, аварию точно удастся избежать. От резких телодвижений лучше отказаться. Плавный стиль езды еще никому не навредил. Также касается и предсказуемости для остальных участников движения. Тем, кто не научился еще выбирать оптимальную скорость, придется поскорее это сделать

Важно уметь придерживаться общего движущегося потока. 

Оказывается, езда с приоткрытым стеклом полезна в плане слышимости для водителя. Контролируя ситуацию, происходящую снаружи, всегда будешь на страже неожиданностей. 

Готовность к неожиданностям с зеркальным эффектом

Можно отдать предпочтение современным аксессуарам для автомобилей. Скажем, зеркала заднего вида, создающие оптический эффект. Среди всего разнообразия, что предлагают производители, существуют компактные устройства, дающие качественную обширную видимость. При этом не отличаются от заводских зеркал габаритами. При желании и возможностях, лучше заменить штатные варианты на практичные в плане обзорности.

Среди распространенных методов по устранению слепых зон, выступает установка сферических зеркал, которые ставятся поверхность основного элемента. Преимуществом является значительное расширение радиуса обзора. Единственное, он уменьшит площадь обычной детали.

Для правильного монтажа таких зеркал, следует соблюдать простые рекомендации. Итак, его устанавливают во внешнем верхнем углу. Есть модели, предусматривающие способ крепления над основным. Они оснащаются собственным корпусом. Есть устройства, имеющие параболический вид. Позволяет видеть все вокруг автомобиля. Только есть минус – искажение расстояния.

Разновидности повышающих безопасность езды приборов

Датчики могут присутствовать в количестве от 4 до 14. Если вас интересует лишь отслеживание препятствий, попадающих в мертвые зоны автомобиля, то будет достаточно 2 пар индикаторов. Системы, в которых датчики представлены в большем количестве, являют собой не только механизм мониторинга, но и парктроник. Данное обстоятельство позволит убить двух зайцев тем, кто также желает обзавестись и устройством, помогающим парковаться без последствий.

Еще одно отличие заключается в сигнализирующих элементах, а точнее в месте их крепления и дизайне.

Существуют модели, оповещающие детали которых монтируются на боковые стойки, на торпеду, а также на стекло.

В основном датчики систем поддаются регулированию чувствительности. Дистанция приема колеблется от пары до нескольких десятков метров. При движении в городской черте разумнее отрегулировать датчики так, чтобы они реагировали лишь на минимальном расстоянии от предмета, а сигнал подавался только при включенных поворотниках. В условиях насыщенного дорожного движения неумолкающее звуковое оповещение будет надоедать, поэтому лучше сменить его на световой аналог. Трасса же, напротив, требует как можно больший отрезок времени на принятие решения, для чего чувствительность выставляется на максимум.

Берем контроль в свои руки

Можно конечно прибегнуть к помощи зеркал, открывающих для обзора все окружающее пространство

Вооружившись такими элементами, меры предосторожности никто не отменял. 

Спасательные зеркала окажутся бессильны против мертвой зоны, существующей сзади машины. Пока водитель садится за руль, сзади него все может поменяться. Лучше лишний раз убедиться самому в том, что никого нет поблизости.

Слепые зоны необходимо контролировать наравне с управлением авто. Правильная настройка штатных зеркал – первоочередная задача каждого водителя. Пренебрежение их регулировки приводит к плохому обзору, увеличивая слепую зону. Если зеркало настроено должным образом, в нем появится отображение ручки на передней двери. Дорожное полотно займет оставшуюся площадь прибора.  

Каков принцип работы данного сервиса

В первое время, после появления на рынке подобных сервисов, их работа была достаточно ненадежной. Датчики сигнализировали об опасности, хотя таковой в действительности не было. Однако с течением времени система совершенствовалась и, как итог, сегодня практически не возникает ситуаций, когда мониторинг «слепых» зон подает неверный сигнал об опасности. Суть работы сервиса, как уже было сказано, аналогичен принципу парктроников. В бамперах и зеркалах автомобиля устанавливаются специальные устройства, способные отправлять импульсы и «ловить» их обратную связь. После этого, полученный «ответ» попадает в блок управления, где происходит его обработка и анализ, в результате чего, «мозг» принимает решение о необходимости отправки уведомления для водителя.

В то же время, система научилась отсеивать ложные импульсы, исходящие от неподвижных объектов (бордюров, ограждений и т.д.). Кроме того, водитель не будет получать уведомления, если объект был зафиксировать сначала задним, затем передним датчиком. Такая ситуация характерна для обгона. Если же объект присутствует в «слепой» зоне в течение шести и более секунд, водитель обязательно получит соответствующий сигнал. Современные производители подобных систем контроля позволяют выполнять индивидуальную настройку оповещений «под себя», индивидуальную звуковую либо визуальную регулировку, а также условия выдачи оповещений.