Маркировка шин с 2020 года: последние новости

Содержание статьи

Как покупать и продавать автошины и покрышки, чтобы соблюдать Законодательство

Налогообложение

С 1 марта 2020 года предприятиям, работающим на системах налогообложения ЕНВД и ПСН, на законодательном уровне запрещено торговать товарами, подлежащими обязательной маркировке.

Таким предприятиям необходимо обратиться в ФНС, чтобы перейти на другую систему налогообложения, например УСН. Если это не сделать, то ФНС в одностороннем порядке и без уведомления начислит налоги по системе основного налогообложения.

Маркировка товарных остатков

Шаг 2. Подключиться к электронному документообороту

Любое предприятие, являющееся участником оборота маркированной продукции: производитель, оптовик, розничный продавец — ведут куплю-продажу только в сопровождении электронных универсальных передаточных документов (УПД), что невозможно без использования электронного документооборота.

Шаг 3. Зарегистрироваться на официальном сайте системы маркировки — честныйзнак.рф

Для этого потребуется усиленная квалифицированная ЭЦП. После регистрации у вас появится доступ к Личному кабинету, через который вы будете получать коды маркировки, оплачивать услуги ЦПРТ и т. д

Шаг 6. Наклеить этикетки с кодами на товарные остатки

После этого автошины и покрышки можно продавать оптом и в розницу

Розничная продажа автомобильных шин и покрышек (в магазине, автосервисе)

Шаг 2. Подключить к онлайн кассе 2D-сканер штрих-кода

Продавать в розницу маркированные товары, включая автошины, без использования сканера, считывающего двумерный код DataMatrix, запрещено Законом

Сканер считывает код маркировки DataMatrix и передает в онлайн кассу для дальнейшей отправки в ОФД. Бюджетные модели 2D-сканеров, гарантированно подходящие для работы с маркироанными товарами, можно посмотреть здесь 

Шаг 3. Обновить прошивку онлайн кассы

Если онлайн касса у вас уже уже есть, то нужно обновить на ней прошивку. При продаже маркированных товаров реквизит «Уникальный идентификатор товара» должен автоматически появляться и в бумажном / электронном чеке покупателя, и в фискальном документе, который отправляется в ОФД. Без актуальной прошивки ККТ этого делать не будет.

Если у Вас кассы ЭВОТОР или aQsi с оплаченной лицензией, то обновление произойдет автоматически. Если кассы других марок, то нужно обратиться в ЦТО, само собой ПО не обновится.

Шаг 4. Обновить договор с ОФД

Некоторые операторы фискальных данных ввели дополнительную плату за отправку данных в «Честный ЗНАК». Новость не слишком приятная, но заплатить придется, иначе будут проблемы с ФНС.

Шаг 5. Обновить товароучетную программу

Если в вашем магазине установлен автоматизированный товароучет, обратитесь к вашему интегратору для обновления программного обеспечения

ВОПРОС — ОТВЕТ

  1. Участники оборота товаров должны адаптироваться к использованию средств ЭДО и работе в системе мониторинга (ИТ-интеграции).
  2. Необходимость сохранения этикеток повысит требования к условиям хранения шин.
  3. Потребуется реорганизация учётных и логистических процессов (необходимость учёта кодов маркировки, их считывание и учёт).
  1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).
  2. Внедрить электронный документооборот (ЭДО) и настроить обмен документами.
  3. Приобрести 2D сканеры для считывания кодов Data Matrix и произвести их коммутацию для обмена считанными сведениями с учётной системой.
  4. Адаптировать учётную систему для работы с уникальными кодами маркировки (возможность добавлять коды в электронные документы).
  5. Адаптировать складские процессы и системы (WMS при наличии) для работы с кодами — требуется считывание во время операций по приёмке и реализации.
  6. Провести интеграцию учётной системы с личным кабинетом системы маркировки самостоятельно или с помощью интегратора.
  7. Обеспечить наличие онлайн-кассы и актуальность ее прошивки для розничных продаж.
  8. Приобрести принтер для печати этикеток с кодами.
  9. Продумать процесс маркировки остатков.

При производстве или импорте каждая единица товара получает свой уникальный код маркировки, который наносится на этикетку. В систему мониторинга подаются сведения о вводе шин в оборот. Все действия с товаром (закупка, продажа, списание и прочее) будут требовать отражения данных в системе мониторинга.

В систему подаются сведения о передаче прав собственности на шины с кодами маркировки:

  • при помощи личного кабинета и интеграции учетной системы участника оборота товаров;
  • при помощи электронных универсальных передаточных документов (УПД), в которых указываются коды продукции.

Обмен документами происходит с использованием систем электронного документооборота (ЭДО). При наличии упаковки может использоваться агрегация кодов идентификации товаров в транспортную упаковку и передача в систему кодов транспортной упаковки. Подача сведений о розничной продаже конечному покупателю происходит при помощи контрольно-кассовой техники при формировании кассового чека.

  1. Посетить сайт Честный ЗНАК.
  2. Подать заявку на регистрацию и получить доступ в личный кабинет.
  3. Следовать инструкциям, размещённым на сайте Честный ЗНАК.

Участники оборота шин должны получить коды маркировки для ввода товаров в оборот в случаях:

  • производства новых товаров (код наносится до отгрузки с территории производства);
  • импорта товаров на территорию РФ (при ввозе с территории ЕАЭС — до пересечения государственной границы РФ, при ввозе из других стран — до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта);
  • возврата товара от конечного потребителя с утраченным кодом маркировки;
  • маркировки остатков;
  • перемаркировки, например, в случае утраты кода маркировки;
  • приема товаров на комиссию от физических лиц.
  1. Зарегистрироваться на сайте Честный ЗНАК.
  2. Описать товары в «Национальном каталоге».
  3. Заказать коды маркировки и нанести их на товар (на этикетку или на упаковку).

Общие рекомендации при покупке зимней резины

Осуществляя подготовку автотранспортного средства к зиме, с особой тщательностью нужно подойти к подбору покрышек. Ведь от того, насколько точно они будут подобраны, зависит, сможет ли водитель нормально перемещаться, будет ли обеспечен достойный уровень безопасности. Для того, чтобы сориентироваться было не так сложно, ознакомьтесь с основными критериями.

Компания-изготовитель шин (покрышек)

Покупка автопокрышек, подготовленных молодой, непопулярной компанией, несомненно, потребует менее существенных финансовых вложений. Но, к сожалению, вероятность приобретения бракованных, подготовленных из некачественного сырья шин существенно возрастает. Поэтому мастера рекомендуют ориентироваться на организации, которые продолжительное время работают в этом направлении. Ведь их изделия успели протестировать многие автовладельцы.

Самые популярные производители:

Основные параметры шин (покрышек)

Перед приобретением определитесь, где именно вы будете ездить, насколько качественное там дорожное покрытие (если оно есть). Исходя из этого, вы сможете понять, стоит ли покупать резину с шипами или же можно обойтись стандартными моделями. К примеру, если вы практически постоянно перемещаетесь только по городу, то шины с шипами приобретать бессмысленно.

Обязательно интересуйтесь сертификатами качества, иной документацией. В ней прописываются данные, касающиеся качества используемого для подготовки покрышек сырья. Помимо этого, в них указывается и то, какой допустимый температурный уровень для тех, иных моделей. Так вам будет проще сориентироваться.

Монтаж шин (покрышек)

Учтите, что насколько бы качественные покрышки для зимы вами ни были выбраны, без качественного, грамотно выполненного монтажа вам попросту не обойтись. Желательно заблаговременно подобрать мастерскую, шиномонтаж, где специалисты смогут не только провести монтаж, но и выполнить балансировку колес.

Для того, чтобы проблем в дальнейшем не было, перед началом сотрудничества проверяйте наличие разрешительной документации, уровень оснащенности, компетентность работников. Поинтересуйтесь, предоставляются ли определенные гарантии на проведенную работу.

Эксплуатационный срок (шин) покрышек

Укомплектовав автотранспорт качественной зимней резиной, периодически проводите ее проверку. Обязательно отслеживайте уровень давления, производите осмотр. Учитывайте и срок, установленный производителями. Желательно выполнять замену шин, как только он закончится. Это снизит вероятность создания аварийной ситуации. Ведь эксплуатация изношенных покрышек может привести к серьезному ухудшению маневренности.

Как узнать дату изготовления (шин) шины?

Дата производства покрышки наряду с другой дополнительной информацией указана на боку шины (покрышки). Дата включена в состав число-буквенного идентификационного кода шины (покрышки), данное значение было разработано Министерством Транспортных дел США ( сокращенно DOT). Данную норму отслеживания даты производства автомобильной резины приняли производители по всему миру, в виду ее универсальности и простоты.

В код DOT включены три группы основных характеристик из четырех буквенно-числовых символов.

  • Два первых кода обозначают производителя покрышки и завод на котором она была изготовлена;
  • Третье обозначение отвечает за — дату выпуска шины:
  •  Две первые цифры указывают на неделю в которую покрышка была производен;
  •  Две последние цифры указывают на год производства. 

График внедрения обязательной маркировки для шин и покрышек

Производители

1 ноября 2020

  • Запрещено:
    • производить немаркированные шины
    • вводить в оборот немаркированные шины
    • оборот немаркированных шин
    • реализация немаркированных шин
  • Обязаны: передавать в систему сведения в отношении всех действий с маркированными шинами
  • Имеют право: бессрочно хранить и использовать немаркированные шины собственного производства

Импортеры

1 ноября 2020

  • Запрещено:
    • импорт немаркированных шин
    • ввод в оборот немаркированных шин
    • оборот немаркированных шин
    • реализация немаркированных шин
  • Обязаны: передавать в систему сведения в отношении всех действий с маркированными шинами
  • Имеют право: хранить немаркированные шины

Запрещено: хранение немаркированных шин

Оптовая торговля

1 ноября 2020

Имеют право:

  • приобретение немаркированных шин, но при получении маркированных шин наступает обязанность по передаче в систему информации о приобретении и выводе из оборота данных шин
  • хранить немаркированные шины
  • реализовывать немаркированные шины
  • Запрещено:
    • приобретать немаркированные шины
    • реализация немаркированных шин
  • Имеют право: хранить немаркированные шины
  • Запрещено: хранить немаркированные шины
  • Обязаны: передавать в систему всю информацию об обороте шин

1 ноября 2020

  • Обязаны: передавать в систему сведения при розничной реализации маркированных шин
  • Имеют право:
    • реализация немаркированных шин
    • хранить немаркированные шины
  • Запрещено:
    • приобретать немаркированные шины
    • реализация немаркированных шин
  • Имеют право: хранить немаркированные шины

Что означает XL в маркировке шин

Маркировка шин XL (Extra Load, большая загрузка) указывает на то, что это усиленная шина. Индекс нагрузки увеличен на три единицы по сравнению со стандартными шинами в таком же типоразмере.

Если иначе, даже с индексом нагрузки 92 и маркировкой XL, вместо 630 кг. такая шина выдержит 690 кг. Данные покрышки имеют усиленную боковину и более прочную конструкцию, что позволяет эксплуатировать резину в условиях более сильных нагрузок. 

Направленная и ненаправленная резина, бескамерные шины и другие обозначения

Прежде всего, на шинах можно встретить надписи Inside и Outside. Такая маркировка указывает на ассиметричные шины, при их установке на диск нужно следить за тем, какая сторона покрышки наружная и внутренняя. Надпись Outside должна быть снаружи, тогда как Inside внутри.

Надпись Rotation и/или  значок в виде стрелки на боковине показывает направление вращения шины, если такая шина направленная. При установке таких покрышек необходимо учитывать, что колесо должно вращаться только в том направлении, куда указывает стрелка. В противном случае резина может шуметь, сильно изнашивается, изменяются эксплуатационные характеристики. 

Если рассматривать покрышки с камерой и без, отдельного внимания заслуживают Tubeless шины, что значит бескамерная шина. Если такой надписи нет, шина должна использоваться вместе с камерой. Дополнительно может присутствовать надпись Tube Type, также указывающая на необходимость использовать камеру.

При выборе зимней резины нужно обращать внимание и на Studless шины (перевод «без шипов»). Фактически, это значит, что шина не подлежит ошиповке.  В то же самое время шины с надписью Studdable  можно оснащать шипами

 В то же самое время шины с надписью Studdable  можно оснащать шипами.

Надпись Max Pressure и цифровое обозначение указывает на то, какое максимальное давление допускается в данной шине, а надпись Max Load позволяет определить максимально допустимую нагрузку в кг. на колесо.

Усиленные покрышки обозначаются надписью RF (Reinforced). Также усиленная шина может иметь в маркировке литеру «С» после обозначения типоразмера (например, 205/85 R16C). Это говорит о том, что шина грузовая. Radial указывает на радиальную конструкцию шины, надпись Steel говорит о том, что в конструкции используется металлический корд.

Шины RSC или шины RunFlat (RunFlat System Component) представляют собой особые покрышки, на которых можно продолжить движение даже в том случае, если давление в шине полностью упало в результате прокола или пореза.

Допускается движение со скоростью не более 80 км/ч на расстояние до 150 км. Разные производители могут использовать различные обозначения для данной технологии (RFT, SSR, RunOnFlat, Run Flat, ZP и т.п.)

Надпись Temperature с литерами А, В, С указывают на то, насколько шина устойчива к нагреву при езде с высокой скоростью. Маркировка покрышки литерой А говорит о лучшем результате, тогда как C худший показатель. Точно такими же литерами А, В и С маркируется Traction, что отображает эффективность торможения шины на влажной дороге.  

Среди дополнительных обозначений на шинах можно выделить Treadwear. Маркировка указывает на расчетный пробег шины по стандартам и тестам, которые проводятся в Америке.

Обозначение TWI (Tread Wear Indiсatоrs) является индикатором износа протектора (иногда индикатор со стрелкой). Такие указатели находятся в нескольких местах по окружности шины, указывая на минимально допустимую высоту протектора.

Сам индикатор износа шины является выступом, высота которого 1.6 мм. Это и есть минимально допустимая величина протектора легковых авто. Такой индикатор расположен в глубине протектора, обычно его располагают в канавках водоотвода шины.

Также на шине можно увидеть обозначение DOT, где закодирован производитель покрышки, дата выпуска резины в виде недели и года, кодировка размера, сертификация и т.д.

Если видна литера E, заключенная в круг, тогда такая шина соответствует требованиям и стандартам ECE (требования европейские). Обозначение DOT указывает на то, что шина соответствует стандарту качества в США.

Внимание! Обязательная маркировка шин с 1 ноября 2020 года!

1.  С 01.11.2020 все импортеры и производители будут производить и импортировать только маркированные шины и подавать в Государственную информационную систему (ГИС) сведения об их вводе в оборот. При этом оптовые компании, работающие с ними напрямую, должны будут также передавать в ГИС сведения о движении маркированных шин, а розничные организации при продаже маркированных шин через кассу должны будут подавать сведения об их выбытии в ГИС путем сканирования кодов маркировки на онлайн-кассе.

В указанный период немаркированные шины можно будет продавать в обычном порядке.

Шины, приобретенные за пределами РФ до 01.11.2020, можно будет ввезти в РФ в немаркированном виде до 15.12.2020 при наличии документов, подтверждающих дату приобретения.

2.  С 15.12.2020 продажа немаркированных шин будет считаться нарушением действующего законодательства. Все шины с этого момента продаются только в маркированном виде. Разрешено хранение немаркированных шин.

3.  С 01.03.2021, помимо вышеперечисленных мер, запрещено и хранение немаркированных шин. К этой дате обязательно должны быть промаркированы все товарные остатки.

Поскольку обязанности участников оборота по отгрузке маркированных шин и подаче сведений в систему возникают не ранее 01.11.2020, а до этой даты многие компании уже начали отгрузки шин в маркированном виде, не подавая сведений об этом в ГИС – неизбежно возникновение разрывов прослеживаемости. Например, когда шины, промаркированные одним участником оборота, продаются другому и далее третьему, но в ГИС до сих пор «числятся» на первом, поскольку информация об обороте шин в указанный период была не обязательна и могла не передаваться.

Такая ситуация является штатной для переходного этапа, и для её корректной обработки предусмотрены следующие меры:

1. В УПД можно отразить продажу маркированных шин, которые по ГИС «числятся» не на вашей компании. Подобную продажу можно будет сделать многократно в период с 01.11.2020 до 01.03.2021, и однократно с 01.03.2021, в любом случае – без каких-либо санкций для вашей организации.

2.  Также шины, собственником которых в ГИС вы не являетесь, можно будет вывести из оборота через контрольно-кассовую технику (путем розничной продажи) – тоже без фиксации каких-либо нарушений.

Оба пункта относятся к шинам, введенным в оборот до 01.03.2021.

Таким образом, начав работать с маркированными шинами уже сейчас и воспользовавшись предложенными мерами, вы сможете заблаговременно отладить свои бизнес-процессы и обеспечить себе бесперебойный старт работы с обязательной маркировкой шин.

Характеристики шины

4 — индекс нагрузки. Указывается максимальная нагрузка, которую может выдержать шина.

Индекс нагрузки в маркировке шин

5 — индекс скорости. Максимально допустимая скорость, которую шина способна выдержать.

Индекс скорости шин: маркировка шин

6 — надпись Reinforced (RF) или Extra Load (XL) — усиленная шина.

7 — надписи Outside или Side Facing Out — внешняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора.

Надписи Inside или Side Facing Inwards — внутренняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора. При монтаже шины с такими надписями обязательно соблюдение сторон.

8 — страна-изготовитель шины.
9 — модель шины.

10 — надписи M+S (Mud+Snow) означают, что шина спроектирована для лучшего сцепления в грязи и на снегу. Это может зимняя или всесезонная шина.

11 — индекс износостойкости. (100-норма, меньше 100 — плохой, больше 100 — улучшенный).

12 — описание конструкции каркаса шины. Указано количество слоев корда и из какого материала он состоит. Например TREAD PLIES: 1 POLYESTER + 2 STEEL + 1 NYLON — шина с 4-слойным поясом (1 слой — полиэстер + 2 слоя — сталь + 1 слой — нейлон). SIDEWALL PLIES: 1 POLYESTER — каркас и боковая стенка состоят из одного слоя полиэстера. На шинах российского производства надпись может быть на русском языке.

13 — надпись Rotation или стрелка обозначают направление вращения шины при направленном рисунке протектора. При буксовании протектор таких шин самоочищается от снега и грязи.

14 — надпись Temperature A — индекс сопротивления нагреванию (термоустойчивость шины), А — самый высокий индекс, В — средний, С — низкий.

15 — надпись Tubeless или TL — безкамерная шина, надпись Tube Type (ТТ) или MIT SCHLAUCH — шина используется с камерой (без камеры запрещено).

16 — знак о проведении испытаний по правилам ЕЭК ООН. Цифра указывает страну, в которой проводились испытания шины.

17 — надпись Max Load означает максимально допустимую нагрузку в кг, надпись Max pressure означает максимально допустимое давление в кПа.

18 — торговая марка, бренд производителя. Так же может указываться модель шины.
19 — надпись Trаction A — индекс сцепления с мокрой дорогой. А — высокий, В — средний, С — низкий.

20 — надпись RADIAL и буква R в размерности шины означает, что шина радиальная. При отсутствии надписи или в размерности литера D — шина диагональная.

21 — закодированный адрес производителя шины, код размера шины, дата производства (неделя/год).

На шинах могут быть нанесены и другие знаки и символы:

— надпись Winter — зимняя шина;

— пиктограмма в виде снежинки — шины для эксплуатации в суровых зимних условиях;

— надпись Aqua, Rain, Water, Aquatred, Aquacontact, и т. д. (или пиктограмма зонтик)— указывает на то, что шины эффективны на мокрой дороге;

— надпись All Season (AS)или All Grip Traction (A.G.T.) – всесезонная шина;

— надпись Any weather (AW) — всепогодная шина;

— надпись Мud-Terrain (M/Т) — обозначение шин для внедорожников с увеличенным протектором для использования в тяжелых условиях (грязевая резина);

— надпись Аll-Terrain (А/Т) — обозначение шин для внедорожников с универсальными свойствами;

— надпись Left — шина устанавливается только на левую сторону автомобиля, надпись Right — шина устанавливается только на правую сторону автомобиля (очень редкие шины с ассиметричным рисунком протектора).

Производители шин постоянно внедряют новые технологии, улучшающие эксплуатационные свойства шин. Поэтому в маркировке могут появляться новые обозначения.

Сезоны и особенности дорожного покрытия

Авторезина делится на зимнюю, летнюю и всесезонную. Принадлежность к определенному типу производители указывают с помощью соответствующих надписей или изображений (капли дождя, лучи солнца, снежинка и т.п.). Наличие нескольких изображений говорит о всесезонности изделия.

  • Summer — летняя авторезина.
  • Winter — шины для зимней езды.
  • AGT, AS, All Season, R+W (Road + Winter) — всесезонные покрышки.
  • M+S (Mud+Snow) — указание того, что на этой резине можно ездить по грязи или снегу. В РФ относятся к всесезонными.
  • M/T (Mud Terrain) — подходят для езды по грязевым ландшафтам, но быстрее обычных автошин стираются на асфальтном покрытии.
  • A/T (All Terrain) — компромиссное решение, подходящее для асфальтированных дорог и умеренного бездорожья.
  • Water, Rain, Aqua и пр. — наиболее эффективны на мокром дорожном покрытии.

Маркировка популярных производителей шин

Даной системе маркировки придерживаются следующие популярные производители шин на российском рынке:

Viatti, Toyo, GISLAVED, Continental, Hankook, MICHELIN, YOKOHAMA, Goodyear, Kumho, BRIDGESTONE, Pirelli, Matador, Nokian Tyres, DUNLOP, Cordiant, КАМА, LANDSAIL, Laufenn, CONTYRE, MARSHAL, GENERAL TIRE, NITTO TIRE, Uniroyal, Sailun, Roadstone, Firestone, Joyroad, Maxxis, GT Radial, Kormoran, Zeetex, TIGAR, BFGoodrich, Triangle, Nexen, Barum, Sava, TUNGA, BELSHINA, AMTEL, Cooper, Белшина, ЯШЗ, FEDERAL, FULDA, Омскшина, Vredestein, Pneumant, COMFORSER, TAURUS, NORMAN, AEOLUS, КШЗ, GOFORM, МЕДВЕДЬ, Kleber, Medeo, Effiplus, Powertrac, DNEPROSHINA, Forward, TAGANCA, POLAR, KINGSTAR, SUMITOMO, АШК, VITOUR, KENDA, Achilles, ALCASTA, Alliance, Crossleader, NITTO, AMP, North Trek, NANKANG, Giti, PREMIORRI, Hifly, Prosport, Headway, Silverstone, Matrix, Simex, WANLI, LASSA, ROSAVA.

Оборот немаркированных шин с 15 декабря 2020 года запрещён

За что накажут

  • Отсутствие Data Matrix кода
  • Ошибки в маркировке – например, неуказание или неверное указание в реквизите кассового чека «код товара» кода идентификации проданного товара
  • Неполная информация в коде обязательной маркировки

Взыскание за производство и продажу немаркированных покрышек и шин

Производство и продажа продукции без маркировки – нарушение части 2 статьи 15.12 КоАП РФ

Для продавцов и производителей товаров, подлежащих маркировке, установлены штрафы.

  • Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 ₽ с конфискацией продукции.
  • Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 ₽ с конфискацией продукции.

За продажу, хранение и перевозку без передачи сведений в «Честный ЗНАК».

Дополнительная маркировка

  • Extra Load или XL — производители заявляют, что подобные шины имеют повышенную грузоподъемность. Но реально допустимую нагрузку определяет только соответствующий индекс.
  • SUV или 4х4 — так маркируются модели, предназначенные для вездеходов и кроссоверов. Благодаря усиленному каркасу, обладают большей прочностью и жесткостью.
  • Буква «C» после типоразмера — ставится на моделях, подходящих для небольших грузовиков или минивэнов. Обычно имеют двойной индекс нагрузки (к примеру, 102-100/Q), где первое число говорит о грузоподъемности для односкатных авто, а второе — для двускатных.
  • Front Wheel и Rear Wheel — говорит о том, что шина может устанавливаться только на переднее или заднее колесо соответственно.
  • Rotation — указывает на направление вращения автомобильной резины. Может быть дополнен или заменен фигурной стрелки. Присутствует только на моделях с ассиметричным рисунком.
  • DOT — так маркируются шины, рекомендованные для использования на территории США (это означает, что они соответствуют стандартам Транспортного Департамента США).
  • Буква «E» в кружочке — указывает на соответствие покрышек европейским стандартам качества. На российском рынке встречается намного чаще, чем «DOT».
  • RunFlat (RSC, MOE, AOE, SSR, EMT, ZP, RF) — на такой резине можно продолжать движение со скоростью не более 80 км/ч после полного падения давления в шинах. Расстояние, которое можно проехать на спущенном колесе, зависит от производителя и составляет от 50 до 150 км.
  • TWI — маркер, показывающий износ протектора. Обозначает его минимально допустимую глубину. Надпись, которая начинает стираться, — явный признак того, что резину нужно срочно заменить.
  • Traction A, B или C — показатель улучшенного торможения на мокром асфальте. Высший индекс «A», низший — «C».
  • AD, SD, DD, OD, MD — наличие шипов алюминиевых, с твердосплавным, прямоугольным, овальным сердечником, пластиковых с твердосплавным сердечником соответственно.
  • Michelin, Goodyear, Pirelli, Yokohama и пр. — на шинах обязательно должен быть указан производитель. Покрышки без указания компании-изготовителя могут не соответствовать заявленным характеристикам, а их использование — быть небезопасным.

Цветные метки

Бывают красного, зеленого, желтого или белого цвета и помогают правильно установить шины на автомобиль.

  • Красной точкой или треугольником отмечают наиболее жесткое место на шине. При установке на легкосплавный диск ее надо совместить с меткой «L».
  • Белая точка или треугольник — самый гибкий участок резины, должен находится с противоположной стороны от метки «L».
  • Желтая отметка — самая легкая часть изделия, которая должна совпадать с золотником на диске.
  • Зеленый круг — так производители обычно отмечают изделия перед первичной установкой.

Цветные полосы помогают складским работникам распознавать типоразмеры и модели шин, сложенных в стопки.

Камерные и бескамерные варианты

Большинство современных шин — бескамерные. Они обозначаются «TL» или «Tubeless». Устаревшие камерные модели маркируются «TT» или «Tube Type». Отличаются способом крепления на ободе диска.

Бескамерные покрышки при незначительных проколах ремонтируют без снятия их с колеса, также на них при периодической подкачке доехать до ближайшего автосервиса.

Для чего маркируются шины

50-70 млн единиц – столько покрышек и шин продаётся в России за год.

Подделка автошин и покрышек – редкое явление. Это экономически нецелесообразно. Эксперты отрасли утверждают, что фальсификат вероятен лишь в сегменте шин для грузовиков.по данным правоохранителей, 10-15 % отечественного рынка шин составляют нелегально ввезённые изделия, несертифицированный товар.

С учётом дороговизны шин и покрышек, из-за «серого импорта» бюджет страны ежегодно недополучает внушительные суммы, исчисляемые в миллиардах рублей.

Назначение маркировки – свести к минимуму теневую торговлю шинами и покрышками. Недобросовестным импортёрам и продавцам придётся прекратить бизнес или начать работать с соблюдением законов.

Сроки и этапы обязательной маркировки шин в 2021

Разберемся, какие сроки обязательной маркировки автошин в 2020-2021 государство установило для российской шинной отрасли. Этот параметр важен, так как действия ограничений и штрафов для предпринимателей начнется с этого момента. Понимание каждого этапа — это возможность подготовить свои процессы к изменениям.

Запреты для производителей автомобильных шин 

  • производить покрышки без марок,
  • вводить немаркированные товары в оборот, 
  • продавать продукцию без DataMatrix.

При этом у производства остается право хранить продукцию без марок на своих складах бессрочно.

Запреты для импортеров автомобильных шин 

Импортеров государство обязало с 1 ноября 2020 года передавать в систему «Честный Знак» все производимые операции. Нужно вместе с производителем решить, как выполнять требования для автошин, произведенным за рубежом. Запрещено:

  • ввозить автошины без DataMatrix из-за рубежа,
  • вводить товары без кодов в оборот, 
  • торговать немаркированной продукцией.

Правда компаниям-импортерам предоставлено два временных послабления:

  • до 15 декабря 2020 года можно ввезти товары без марок, купленные до ноября и еще не поставленные на склад,
  • до 1 марта 2021 года разрешено хранить немаркированные изделия.

Этапы введения маркировки для компаний-оптовиков.

Для торгующих организаций главное — вписать работу с чипами в логистические процессы. Оптовикам, с учетом объема оборачиваемых изделий, придется труднее: введение дополнительной операции в цепочку скажется на эффективности. Если складские процессы доверены логистическому оператору, дополнительные издержки могут быть значительными.

1 ноября 2020Как и раньше разрешено хранить и реализовывать автошины без ДатаМатрикс. Но при поступлении маркированной продукции со склада поставщика данные штрихкодов нужно передать в «Честный Знак». Выбытие товаров из оборота тоже.

15 декабря 2020Теперь оптовым компаниям нельзя торговать товаром без DataMatrix, однако по-прежнему допускается хранение на собственном складе немаркированных покрышек. 

1 марта 2021Последний этап. Оборот и хранение автошин, не имеющих ДатаМатрикс, организациям оптовой торговли запрещено.

Этапы введения маркировки для розничных компаний

Изменения в процессах для розницы появятся на приемке и реализации продукции. Скорее всего придется обновить кассовое оборудование и автоматизировать товароучет, если он ведется вручную.

1 ноября 2020 годаЕдинственное отличие в процессах — при реализации товара с кодом отправлять информацию оператору маркировки. В остальном все по-прежнему: можно хранить и продавать шины и покрышки без DataMatrix.

15 декабря 2020 годаС этой даты покупать и реализовывать разрешено только продукцию с марками, но возможность хранить шины без марок для розницы сохраняется.

1 марта 2021 годаПосле этого срока запрещаются любые операции с немаркированными автошинами и все сведения об этапах оборота нужно передавать в систему «Честный Знак».

Получается, что с 15 декабря 2020 года все участники цепочки торгуют только маркированными товарами, а с начала марта в обороте шин не может участвовать изделие без DataMatrix. Не смотря на кризисные явления в торговле и последствия локдауна старт обязательной маркировки шин не отложили на 2021 год.

Индекс износостойкости

Любой шине предстоит стандартный испытательный полигон, где ее прогоняют на прочность. Контрольный образец — это покрышка, у которой уже установлены показатели износа, а итог зависит от режима теста и сравнения с изначальными характеристиками. Индикатор износостойкости на шине представлен в форме выступа и есть название крупным шрифтом Treadwear. Индекс соответствует определенной глубине протектора. Покрышки бывают разных видов, поэтому изменяется и рисунок. Когда он практически стерт, значит нужно ставить новые шины. По правилам должны быть нанесены минимум 6 артикулов на каждой стороне колеса в верхнем участке протектора.

Дата производства

Тут всё довольно интересно. Дата пишется 4мя цифрами, скажем, 1805.
Но это не значит напрямую год выпуска. Первые две цифры значат неделю изготовления, а две последние – последние цифры года.

То есть в нашем примере “1805” это НЕ 1805 год, а восемнадцатая (18) неделя 2005 года (третья, четвёртая цифры 2005 года – 05).

Если дата указана 3мя цифрами, значит, шина была произведена до 2000 года.

Старая маркировка напоминает по смыслу новую, в ней две первые цифры – тоже неделя, но последняя означает только последнюю же цифру года.

Например, при коде 108 неделя – десятая, а год 88 или 98.

Чтобы разобраться, нужно посмотреть на наличие других отметок. Например, 88 год будет маркироваться примерно так: “*108*”, а 98 – “*108 *” – с пробелом или значком-треугольником.
Такие трудности объясняются тем, что раньше производители не предполагали использование шин более десяти лет. А вот после 2000 года была определена более удобная четырёхзначная маркировка.

Перечень шин и покрышек, подлежащих обязательной маркировке

Товарная категория Код ОКПД2 Код ТН ВЭД ЕАЭС
Шины и покрышки пневматические резиновые новые 22.11.11, 22.11.12.110
22.11.13.110, 22.11.14
22.11.15.120
4011 10 000 3, 4011 10 000 9
4011 20 100 0, 4011 20 900 0
4011 40 000 0, 4011 70 000 0
4011 80 000 0, 4011 90 000 0

Часть групп товаров изделий из резины исключены и не будут подлежать чипированию в ближайшее время:

  • велошины,
  • авиашины,
  • камеры и ободные ленты для автомобиля,
  • шинные протекторы.

Кроме того, не наносится DataMatrix на восстановленные и бывшие в употреблении автошины. Обращение с этими группами ассортимента никак не изменится.

Список шин, подлежащих обязательной маркировке в 2021:

Тип автошин Тип транспорта
резиновые,
полупневматические,
пневматические,
покрышки.
легковые автомобили,
грузовые автомобили для строительства, горных работ и промышленности,
общественный транспорт: автобусы и троллейбусы,
сельскохозяйственная техника,
лесохозяйственный транспорт,
мотоциклы и мотоколяски,
мотороллеры и мопеды,
квадроциклы.

Чтобы однозначно определить, потребуется ли нанесение ДатаМатрикс на шинные изделия, сравните номенклатурные коды ОКПД2 и ТН ВЭД. Если номенклатура вашей продукции присутствует в списке, значит, пора задуматься о взаимодействии с ЦРПТ.