Как установить народный инспектор

Не фото и не факт

При этом бывают ситуации, когда активные граждане вместе с сообщением о нарушителе создают неудобства себе, отмечает лидер движения «СтопХам» Дмитрий Чугунов.

«Первое, во что мы упираемся с реализацией подобных инициатив, — противоречия в законодательстве. На практике это заканчивается тем, что любой гражданин, который присылает фото — факт правонарушения, по итогу получает письмо с пожеланием приехать в ГИБДД и зафиксировать всё самостоятельно, потому как обезличенная жалоба не принимается — для ее опротестования нужен заявитель. Это достаточно серьезно демотивирует граждан проявлять свою гражданскую позицию», — объясняет активист.

парковка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко

Отзывы самих «народных инспекторов» о подобных приложениях неоднозначны.

«Отснял несколько заявок о парковке на зеленой зоне (ибо достали) в мае прошлого года, заявки висят до сих пор нерассмотренные… А то, как обычно, Татарстан впереди планеты всей, только это всё громкие слова… Задумка, может, и хорошая, но, как всегда, что-то пошло не так», — сообщает пользователь Алексей Воронков.

На что жалуемся?

Жители Татарстана, пользующиеся приложением «Народный инспектор», стали обращать внимание на то, что их заявки о нарушении согражданами ПДД стали рассматриваться значительно медленнее. И, судя по последним отзывам пользователей, недовольных мобильным софтом становится все больше

Наиболее распространенная жалоба — на сроки рассмотрения уведомления; «время ожидания» порой растягивается на несколько месяцев. Также жалуются на потерю связи с геолокацией, а у кого-то даже не получается зарегистрироваться. Отмечается, что приложение не совместимо с устройствами с настроенным root-доступом

Пользователи обращают внимание и на отсутствие анонимности автора видео

«Участвуйте в общественном контроле в сферах безопасности дорожного движения и благоустройства территории в части парковки, а также в улучшении состояния безопасности дорожного движения в Республике Татарстан. Отправляйте в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан и в административно-технические инспекции муниципальных образований сообщения с материалами видеозаписи, свидетельствующими об административных правонарушениях в области дорожного движения и благоустройства территории в части парковки и хранения транспортных средств», — призывают авторы ГИС «Народный инспектор».

Чтобы воспользоваться такой возможностью, достаточно установить программный продукт на свой смартфон. Увидев какое-либо нарушение правил дорожного движения, нужно включить приложение, дать разрешение на определение геопозиции и снять видео «с места преступления». При этом в кадр должны попасть, разумеется, само нарушение и номер автомобиля. Затем выбирается категория нарушения, в которую отправляется 30-секундный видеофайл. В системе оформляется соответствующая заявка — и пользователь может следить за ее статусом.

Однако у «Народного инспектора» есть существенное ограничение — он работает исключительно на территории Татарстана, причем в местах, где имеется достаточно хорошая связь.

Приложение было запущено в 2014 году, за это время количество уведомлений подобралось к 300 тысячам. Наиболее «популярное» нарушение относится к правилам остановки и стоянки на тротуаре. За ним идут парковка в местах для инвалидов, остановка или стоянка под запрещающим знаком, непредоставление преимущества пешеходам и движение по автобусной полосе.

Приложение Народный инспектор – когда и как будет работать?

Официальное приложение «Народный инспектор» может начать свою активную работу и стать доступным для скачивания на официальных сайтах правительства уже совсем скоро. На сегодня есть большая проблема в процедуре подачи жалобы водителя на другого водителя, а привлечь последнего к штрафу удаётся далеко не всегда из-за тонкостей, позволяющих избежать наказания.

Зачем это нужно?

Очевидно, в том числе и для выработки планов по штрафам в ГИБДД. Приложение «Народный инспектор» разрабатывается для того, чтобы любой гражданин, увидев на дороге нарушение ПДД, мог в упрощённом режиме отправить жалобу на нарушающего в ГИБДД, а последня структура без лишних волокит привлечь его к ответственности.

То есть Вы видите, как кто-либо на дороге нарушает: агрессивно себя ведёт, нарушая Правила, припаркован так, что мешает проезду колясок и так далее – и просто отправляете фото или видео в ГИБДД через данное приложение народного инспектора. Если же нарушение зафиксировано на видеорегистратор, то можно будет просто загрузить файл. Но о том, как будет работать народный инспектор, чуть ниже.

В чём проблемы?

История народного инспектора началась уже несколько лет назад. Но для его реализации потребовалась не только достаточно длинное принятие соответствующего законопроекта, как и любого другого, но и определённые трудности. КоАП содержит ряд тонкостей по формальному привлечению нарушителя и по сути не даёт просто взять и наказать любого водителя по фото или видео жалующегося.

Например, на сегодняшний день Вы должны сначала обзавестись фото- или видеодоказательством. Причём, к примеру, нарушения парковки не будут приняты с фотодоказательством, ведь так не видно, что нарушитель именно стоит на месте. То же касается и таких нарушений, как:

  • невключённый поворотник, так как он работает в проблесковом режиме, чего на фото не зафиксировать,
  • выезд на встречку через сплошную (нет доказательств движения по встречной, ведь это мог быть поворот или разворот с другим нарушением),
  • поворот не со своего ряда.

И множество других подобных нарушений. Но даже если Вы предоставите видеодоказательство (его можно загрузить в форму подачи жалобы онлайн), то Вас, вероятнее всего, вызовут в ГИБДД для дачи дополнительных показаний. Нарушителю станут известны все Ваши данные (согласно статье 25.1 КоАП, он имеет право знакомиться с материалами дела, а в них Вы будете фигурировать).

Но даже после этих Ваших «скитаний», водитель просто скажет, что за рулём был не он. Но даже до этого, вероятнее всего, не дойдёт, ведь без веских доказательств вины лица он не может быть привлечён к ответственности. А это не остановка инспектором на дороге – это всего лишь жалоба по фото или видео.

Так, 19 октября 2017 года в Госдуму был внесён новый законопроект о внесении изменений в КоАП в целях реализации плана по внедрению Народного инспектора.

Исключение из правила

Но в любом правиле есть исключения. Об этом можно судить по жалобам законопослушных автомобилистов, которые уже испытали на себе все прелести приложения «Помощник Москвы», запущенного в рамках эксперимента более трех лет назад. За эти годы пользователи «нащелкали» и, конечно же, заявили более чем о 500 тыс. неправильно припаркованных автомобилях (с помощью приложения жители столицы могут зафиксировать нарушения правил парковки на улично-дорожной сети города). Но, увы, «бдительные граждане» фотографируют автомобили, которые не всегда нарушают ПДД.

Портал «Автовзгляд» не раз отмечал, что действие такого приложения незаконно. Вот лишь пара самых ярких примеров (ссылку на материал «Автовзгляд» оставляем под каждой из цитат):

«Завязка истории датируется вечером 4-го апреля этого года, когда машина скорой медицинской помощи ГУП «Автокомбинат Мосавтосантранс» прибыла по вызову к одному из выходов со станции московского метро «Люблино». Срочная медпомощь потребовалась избитому в кровь гражданину. Водитель «скорой» припарковал свой спецтранспорт под знаком «остановка запрещена». Других мест для этого поблизости в принципе нет – везде висят «красные кресты на синем фоне». Но «скорая» – это «скорая», не по своей же прихоти заехала под запрет парковки! А вот и нет, как выясняется! Через некоторое время в адрес ГУП пришло «письмо счастья», где черным по белому был прописан штраф в соответствии с частью 5 статьи 12.16 КоАП – «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств». Санкция – 3000 рублей» (материал «Автовзгляд»: «Помощник Москвы» штрафует даже «скорую помощь» на вызове»)

Это карету скорой помощи «щелкнул» «бдительный гражданин».

Пара слов по поводу законности использования «Помощника Москвы»

«…в том, что главным «обвинителем» по делу выступал программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы», в законности использования которого в деле фиксации дорожных правонарушений и выписывания штрафов у юристов есть серьезные сомнения. В частности, потому, что «Помощник Москвы» – всего лишь мобильное приложение, которое может быть установлено на любой практически смартфон, а не специальное техническое средство фиксации нарушений. А ведь только последние, согласно примечаниям к ст. 1.5, 2.6.1 и части 3 статьи 28.6 КоАП РФ, могут выносить постановления о штрафах. А о том, что ПАК ПМ вообще не является средством автоматической фотовидеофиксации, говорит ст. 26 КоАП. Любопытно, что об этом знают и в ГИБДД, однако предпочитают делать вид, что не замечают откровенной незаконности использования приложения» (Как ГИБДД помогает «Помощнику Москвы» обдирать водителей)

К сожалению, два приведенных примера – это лишь вершина айсберга.

Как будет построена работа в масштабах всей страны? Если учесть, что отзывы по эксперименту в столице у властей в основном положительные, то вряд ли они поменяют стратегию и для более крупного проекта. А значит, ошибочные штрафы продолжат рассылать. К сожалению, во всей этой системе есть так называемый человеческий фактор. Возможно, присутствует азарт или желание отомстить за плохое настроение с утра. При этом кому мстить, не имеет никакого значения. Можно абсолютно всем!

Как бы не превратилось благое дело в игру «Pokemon GO», в которой место Покемонов займут обычные водители.

Первичная проверка Минцифры

Как рассказала корреспонденту «Реального времени» пресс-секретарь Минцифры Вероника Доронина, первичную обработку заявок осуществляют специалисты кол-центра министерства.

— У них эта работа четко регламентирована: им дается несколько рабочих дней, чтобы эту заявку отправить дальше, — объяснила Доронина. — Этот процесс достаточно автоматизирован. Надо посмотреть качество видео, увидеть номер машины, нарушение.

«Одобренная» Минцифрой заявка отправляется непосредственно в ГИБДД. И уже гаишники подробно изучают видео и принимают решение об установлении штрафа нерадивому водителю. Получается, все претензии по срокам этой процедуры — к автоинспекторам.

«Реальное время» направило соответствующий запрос в УГИБДД МВД по РТ, в ведомстве обещали прислать ответ на следующей неделе.

Почему «народные инспекторы» скоро начнут охотиться за автомобилями, как за Покемонами?

Одни называют это явление цивилизованным методом решения споров в правовом поле между гражданами, подкрепляя свое мнение железобетонным  «так в Европе почти все делают». Другие считают это грязным, аморальным действием – из-за спины, втихаря отправлять данные о нарушении «куда следует». Таким образом, один и тот же поступок получил множество оттенков и обрел еще большее количество эпитетов, притом диаметрально противоположных по своему смыслу: от «предательства» и «доносительства» до «осведомительства» – вот как в народе чаще всего называют намеренный или случайный сбор сведений и передачу их третьим лицам.

Обсуждения того, что неравнодушные люди с активной гражданской позицией должны участвовать в общественной автомобильной жизни страны, идут уже довольно давно. Предлагались различные пути решения аварийности на дорогах, в том числе прорабатывался план создания технической системы с возможностью фиксации нарушителей на фото- и видеоаппаратуру с последующей упрощенной отправкой доказательств нарушений в отдел Госавтоинспекции. На основе полученных от «народных инспекторов» данных такого рода настоящие сотрудники ГИБДД после изучения материалов смогли бы оперативно выносить решения об административном наказании, в том числе даже без составления протокола. Соответствующий проект закона был внесен в Государственную Думу в 2017 году и спустя чуть менее 1.5 лет принят в первом чтении: sozd.duma.gov.ru

По мнению разработчиков проекта, просто установив специальное приложение, активные граждане смогут сообщать в органы о таких нарушениях, как проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, несоблюдение правил пересечения железнодорожного переезда, непропуск пешеходов, разворот или движение задним ходом в запрещенных местах, а также остановка или парковка в неположенном месте.

Также в проекте закона оговаривается, что народные инспекторы должны быть зарегистрированы в специальной федеральной государственной информационной системе. Сознательный, но «левый» человек не сможет рассылать «письма счастья» о нарушителях. Помимо этого, подчеркивается, что система будет работать в полуавтоматическом режиме. Доставкой электронной корреспонденции и ее отсеиванием будет заниматься автоматика, а окончательное решение должно быть за инспектором.

Для внедрения автоматизированной части процесса будет разработано соответствующее программное обеспечение, с сопутствующим оборудованием и алгоритмом работы.

Как видно, законодатели вроде неплохо подстраховались. Да и намерение благое, в реализацию которого не грех вложить порядка 3 млрд рублей. Как говорит замглавы МВД Игорь Зубов, слова которого приводит «РГ», «В камбине ожидают, что граждане активно воспользуются возможностью и дороги, как следствие, станут более безопасными».

Действительно, когда по стране начнут ездить миллионы передвижных «мини-камер фото- и видеофиксации», когда любой прохожий сможет, выхватив отточенным движением из кармана смартфон с активированным приложением,  нанести вашему кошельку рану на несколько тысяч рублей, тогда мы, водители, станем аккуратнее. Гораздо аккуратнее. Это факт! И нарушителей на дорогах страны станет в разы меньше.

Не зря положительный опыт показали подобные программы как в странах Запада, так и в Москве и Татарстане, где были запущены обкаточные проекты по налаживанию контактов активист-органы правопорядка.

Штрафы не узаконены, а «стукачей» знают в лицо

В республике запуск «Народного инспектора» восприняли со скепсисом, и граждане практически сразу разделились на два лагеря — тех, кто начал скачивать приложение, и тех, кто воспринял первую категорию как «стукачей». Во «ВКонтакте» даже появилась группа «Народный АнтиИспектор», где рассказывается, как бесплатно, законно и без юристов отменить штраф за парковку, даже есть «доска позора», чтобы «в лицо знать стукачей». Правда, последняя популярностью не пользуется, но поднимает еще один немаловажный вопрос. Пользователи, отправляющие данные о нарушении, обязательно должны указать свои настоящие имя, фамилию и место жительство. Нарушителям вместе со штрафом эта информация не приходит, но находить «стукачей» научились и без этого.

В ходе работы приложения выяснился еще один нюанс — полученные таким путем штрафы легко обжаловать в суде, поскольку правительство только накануне одобрило изменения в законодательной базе, позволяющие считать фиксацию нарушения гражданами законной

Этой лазейкой и пользуются нарушители, а пользователи «Народного инспектора» прямо в App Store предлагают обратить на это внимание

«Вы лучше найдите решение с ГИБДД, КАК УЗАКОНИТЬ ШТРАФЫ через приложение в судах. Суды повально отменяют постановления, выписанные через приложение. Займитесь этим!» — предлагает один из пользователей.

Паркинги пустуют

По официальным данным в Московской области не хватает 280 тысяч парковочных мест. Наибольший дефицит испытывают крупные города, страдающие от застройки: Одинцово, Химки, Реутов, Красногорск, Балашиха и Мытищи. Водители оставляют свои автомобили на газонах, утверждая, что парковочных мест не хватает. А если и есть, то они слишком дорогие.

Однако по данным надзорных ведомств, построенные в регионе охраняемые паркинги (в их числе многоярусные) заполнены в лучшем случае на две трети. Аренда места в среднем стоит 3000-4000 рублей в месяц, то есть 100-130 рублей в сутки. Деньги вполне подъёмные для всех автовладельцев.

Следовательно, причины в другом. Просто все хотят хранить автомобиль у двери подъезд, не желая пройти лишние 200-500 метров до паркинга. А кто-то не хочет платить за парковку, понимая, что вероятность получить штраф за брошенный на газоне автомобиль практически равна нулю.

Поэтому тысячи автомобилистов ежедневно паркуются на тротуарах и газонах.

Дисциплинировать водителей

После внедрения «Народного инспектора» в соцсетях появились сообщества, объединяющие тех, кто против этого приложения. Судя по постам членов групп, костяк их составляют как раз проштрафившиеся водители. Как нетрудно догадаться, неравнодушные граждане, которые посмели зафиксировать на видео нарушение, в этой среде называются «стукачами» и доносчиками (и, соответственно, виновниками всех бед). Кроме того, члены этих сообществ делятся советами, как оспорить штраф, выписанный на основе материалов «Народного инспектора».

Между тем председатель ТРО Всероссийского общества автолюбителей Юрий Кулагин считает татарстанское ноу-хау полезным.

При этом Кулагин отметил, что ни ему, ни его знакомым не приходили «письма счастья» из ГИБДД, выписанные по результатам фиксации в «Народном инспекторе».

К слову, аналогичное приложение разработано и для российской столицы — «Помощник Москвы», оно работает с 2015 года. Его работа тоже вызывает нарекания со стороны граждан. Тем временем в прошлом году прошла информация, что для всех жителей России разработают единое приложение для фиксации нарушений ПДД. Поэтому судьба детища татарстанских разработчиков остается под вопросом.

2,5 млрд руб на создание инфраструктуры

Как заявил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил АБЫЗОВ, Правительство за 3 года потратит более 2,5 млрд руб на создание и тестирование мобильного приложения, а также инфраструктуру портала «Госуслуги». Но при этом чиновник отметил, что затраты частично компенсирует сам факт работы приложения.

«Народные инспекторы» смогут фиксировать следующие нарушения ПДД:

  • выезд на встречную полосу движения
  • проезд на красный свет светофора
  • агрессивное вождение
  • непропуск пешехода на пешеходном переходе
  • несоблюдение правил парковки и остановки
  • движение по выделенной для общественного транспорта полосе 

В будущем список таких нарушений может быть расширен.

По оценкам экспертов, зарубежный опыт введения цифровых систем контроля над дорогой помогает добиться снижения количества ДТП на 30%. Положительный эффект даёт сам факт того, что каждый водитель понимает, что его нарушение может попасть на камеру любого водителя из потока. Сейчас нарушители боятся инспектора и камер, но в этом случае имеют достаточно возможностей, чтобы избежать ответственности.

Член экспертного совета при правительстве, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил БЛИНКИН напомнил, что подобные системы контроля используются во многих странах мира и являются эффективным способом воздействия на нарушителей ПДД:

Презумпция виновности

Сейчас ст. 1.5 КоАП РФ предусматривает отсутствие презумпции невиновности водителей в случае фиксации правонарушений камерами ГИБДД. То есть владельцу автомобиля нужно доказывать, что он не совершал правонарушение, если его уличила камера. Законопроект о «народном инспекторе» содержит правки для этой статьи как раз с целью приравнять сделанную частным лицом видеозапись к видеофиксации ГИБДД. А значит отменить поход общественника к правоохранителям.

Однако в случае камеры Госавтоинспекции речь идет о сертифицированном для конкретных целей приборе, а у «народных инспекторов» будут совершенно разные устройства, совпадающие лишь по базовым общим требованиям. Это может привести к принципиальным ошибкам или неточности при фиксировании тех или иных параметров, считает адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.

камера

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

«С учетом нынешних возможностей корректировки любого софта запись в приложении может быть легко подделана, и никто не знает, как проверить эту подделку. Даже если вызвать гражданина, он может сказать, что потерял смартфон и оригинал записи не сохранился. Соответственно, есть только копия в базе Госуслуг. Проблема в том, что граждане за эти видеозаписи совершенно не несут никакой ответственности: как свидетели в административном производстве они не привлекаются, если что, им даже штраф в 1,5 тыс. рублей выписать нельзя. Статуса участника производства по делу они не имеют и, соответственно, по ст. 33 УК РФ не несут уголовной ответственности за фальсификацию доказательств, как, например, сотрудники правоохранительных органов», — объясняет Радько.

По мнению правозащитника, такие нюансы ставят законопослушных автомобилистов в уязвимое положение, что недопустимо с точки зрения законотворчества. Не менее важно, по мнению Радько, что к обработке записей общественников не готовы ни система распространения «писем счастья», как в обиходе называют извещения о штрафах, ни система их обжалования. «У нас до сих пор не всегда инспекторы справляются с обработкой жалоб на фиксацию камер ГИБДД

Встречаются такие ляпы, как тень на обочине, свет фар на встречной полосе — за это водителям приходят штрафы. Кто всё это будет отбраковывать? И что говорить о том трафике, который просто валом обрушится на инспекторов с появлением этого приложения — они просто физически не смогут всё это обработать», — считает адвокат

«У нас до сих пор не всегда инспекторы справляются с обработкой жалоб на фиксацию камер ГИБДД. Встречаются такие ляпы, как тень на обочине, свет фар на встречной полосе — за это водителям приходят штрафы. Кто всё это будет отбраковывать? И что говорить о том трафике, который просто валом обрушится на инспекторов с появлением этого приложения — они просто физически не смогут всё это обработать», — считает адвокат.

На разработку приложения общероссийского «народного инспектора», закупку серверного оборудования и приобретение услуг связи авторы законопроекта планируют запросить из бюджета около 2,7 млрд рублей.