От «москвича» до lada: самые любопытные машины, сходившие с конвейера ижевского автомобильного завода

Статистика

Производство автомобилей в 1966—1991 годах:

1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978
300 3029 13 826 20 822 39 109 71 154 105 210 122 100 153 200 165 600 165 600 170 900 171 300
1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
173 000 179 150 176 200 174 950 177 950 177 950 178 950 180 580 185 950 188 700 180 265 180 823 168 224

Производство автомобилей в 1992—2004 годах:

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
115 204 75 190 50 156 25 618 16 238 8020 10 479 15 004 27 418 47 762 78 236 93 505 96 497

Производство автомобилей после 2005 года:

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
52 822 65 024 78 802 64 200 8200 6980 70 176 48 573 57 771 74 194 73 000 96 250 119 117 130 816 128 000

«Вкалывают» роботы, а не человек

Как уже сказано, новые проекты потребовали глобальной модернизации
предприятия. Для реализации проекта LADA Granta был заново
оснащен цех сварки. Сварочный комплекс Granta, раскинувшийся на
площади свыше двух гектаров, способен производить кузова двух типов — седан и лифтбек. Сварка шасси и кузова выполняется при помощи
36 роботов в автоматической линии.

В цехе смонтирован современнейший роботизированный роликовый
зафланцовочный комплекс, впервые в России внедрены роботы большой
грузоподъемности Kuka Titan.

Для реализации другого проекта — Renault-Nissan — на заводе был
организован новый цех сварки общей площадью более 26 000 квадратных
метров. Здесь могут производить одновременно 4 кузова, сварку
ведут 18 самых современных роботов — японских Fanuc и их немецких
«коллег» марки Kuka.

«Москвич-412»

Модернизированный вариант 408-го встал на ижевский конвейер в 1968 году. Новинка обзавелась подретушированной решеткой радиатора, а единый для передних седоков диван сменился парой отдельных кресел. Не обошлось и без конструктивных доработок. В частности, машине достались новые тормозные механизмы, сцепление и двигатель, коим стал 75-сильный агрегат, сделавший «Москвич» самым быстрым массовым автомобилем Страны советов.

Фото: zabavnik.club

В 1982 году был проведен рестайлинг, появились двери с утопленными в филенки ручками, черная крашеная решетка радиатора. Новая модификация получила обозначение «Москвич-412 ИЭ-028».

Характеристики:

  • Длина 4250 мм
  • Ширина 1550 мм
  • Высота 1480 мм
  • Колесная база 2400 мм
  • Масса снаряженная 1045 кг
  • Объем бака 46 л

Хронология выпуска автомобилей

  • 1966—1967 Москвич-408 выпущено 4196 машин
  • 1968—2001 Москвич-412 выпущено 2 317 439 машин (всех модификаций)
  • 1968—1973 Москвич-434
  • 1973—2001 Иж-2715 (выпущено 1 076 954 машины всех модификаций)
  • 1973—1997 Иж-2125 выпущено 414 187 машин (всех модификаций)
  • 1982—1997 Иж-27151
  • 1990—2005 Иж Ода (выпущено 141 508 машин)
  • 2002—2005 ВАЗ-2106
  • 2002—2012 LADA 2104
  • 1997—2005 Иж-2717
  • 1997—2005 Иж-27171
  • 2003—2006 Иж-21261
  • 2005—2012 Иж-27175
  • 2005—2009, 2011 Kia Spectra
  • 2006—2009
  • 2007—2009, 2011
  • 2011—2012 LADA 2107
  • 2012—2017 LADA Granta
  • 2014—2017
  • 2014—2017 Nissan Sentra
  • 2015—2017 Nissan Tiida
  • 2015— н. в. LADA Vesta
  • 2017— н. в. LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross
  • 2018— н. в. LADA Vesta Cross

Он вам не «Жигуль»: внедорожный тест-драйв LADA Vesta SW Cross

Также новые Vesta проверяются на испытательном треке с шестью видами покрытия, которые чаще всего встречаются на наших просторах. Здесь и «гребенка», и «булыга», и «лежачие полицейские». На всем этом проверяют не столько подвеску автомобиля, сколько именно качество сборки — скрипы, посторонние шумы и т. д.

Есть и еще один не совсем обычный подход: так называемый AVES (Alliance Vehicle Estimation Standard). Тут контролер осматривает выборочные автомобили из партии с придирчивостью будущего покупателя, буквально поглаживая его со всех сторон.

ФИЛОСОФИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ или НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ

С конца 2012 года на заводе исповедуют философию «кайдзен». В основе Японская производственная философия, означающая постоянное улучшение и получение максимального эффекта при минимальных затратах. Для производственного процесса это означает, в первую очередь, снижение показателей трудоемкости, увеличение эффективности использования рабочего времени, как следствие, повышение производительности труда и снижение себестоимости.

Скажем, специалисты завода разработали и внедрили ряд интересных решений: синхроконвейеры подачи комплектующих, автоматические захваты кузова. Практически на всех производствах используются автоматические тележки, которые по заданным маршрутам доставляют линии необходимые детали.

Кстати, немало интересного о сборке LADA вы узнаете из нашего видеоролика.

Постоянное улучшение, повышение эргономики, чистота и порядок в производственных помещениях и на каждом рабочем месте, чистая спецодежда, выверенные движения персонала, ничего лишнего — это если объяснить в двух словах, что из себя представляет внедренная производственная система

Важно, что постоянное улучшение и чистый завод — в сознании каждого работника завода. Коллектив активно внедряет кайдзены, доводя до идеальной эргономики свои рабочие места

… LADA Ижевский автомобильный завод сейчас — это современное предприятие, способное обеспечить должный уровень качества продукции. Из планового советского производства оно превратилось в современный автосборочный комплекс, способный решать самый широкий круг задач: дитя «оборонки» нашло себя на «гражданке».

Фальстарт

В начале 70-х годов в стране появилась потребность в новом компактном внедорожнике, ориентированном на сельских начальников. Конечно, в то время был безотказный УАЗик, но его милитаристская сущность больше подходила военным, а не председателям колхозов. Последние как раз хотели получить комфортный, а не спартанский автомобиль.

Пожелания аграриев были услышаны наверху. И первыми за дело взялись специалисты «Ижмаша». Вскоре у них появился и первый опытный образец – «Иж-5». К этому времени проснулся и АвтоВАЗ. Там начали работу над «Нивой».

Но, вернемся в Ижевск. Над «пятеркой», в конечно итоге, работать не стали. Зато она легла в основу другой модели – «Иж-14». Это был первый в истории СССР безрамный короткобазный «проходимец» с полным приводом. Его появление произошло уже в 1972 году.

Внешне он выглядел вполне достойно (особенно учитывая время и факт того, что модель являлась опытным образцом). Над дизайном внедорожника работал Владимир Савельев. Кроме нового облика, машина получила и новую «раздатку». Главное ее отличие заключалось в том, что она позволяла одним лишь рычагом включать и передний мост, и задний, и оба сразу с задействованием пониженной передачи. Переднюю подвесу по привычке взяли от «Москвича», только поработали над усилением. Но в планах у предприятия значилась ее замена на «Мак-Ферсон». Изначально создатели хотели использовать торсионную заднюю подвеску, но решили не спешить. Поэтому в дело пошли рессоры от «Москвича-412». Руководство призывало не забывать об унификации с «четыреста двенадцатым». Что же касается тормозов, то решено было использовать гидравлические барабанные с гидровакуумным усилителем.

Интересно, что на завод принимать опытный образец «Иж-14» лично прибыл сам Устинов. Секретарь ЦК вместе со своей свитой сел в автомобиль и прокатился по территории предприятия. И, несмотря на то, что «четырнадцатый» являлся не обкатанным (на предприятии не думали, что Устинов захочет прокатиться), автомобиль начальнику понравился. Казалось, что амбициозному проекту дали зеленый свет. Но все было не так просто.

Что и куда идет на экспорт

Минпромторг России активно поощряет импортозамещение и локализацию автопроизводства в России – например, участвовать в льготных госпрограммах «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» могут только те модели, которые набирают определенное количество условных баллов за локализацию. Это фактически протекционизм, к тому же это поощряет экспорт.

Такая политика принесла свои плоды – в 2019 году российские автопроизводители экспортировали за границу продукции на 4 миллиарда долларов, что на 17% больше показателя прошлого года. На сегмент легковых авто и легких грузовиков пришлось 44% экспорта, а основная масса вывезенных за границу машин направилась в страны СНГ.

Например, АвтоВАЗ за год поставил за границу порядка 50 тысяч автомобилей, основными рынками стали Белоруссия, Казахстан и Узбекистан, еще почти 16 тысяч экспортированных автомобилей пришлось на Renault. А Volkswagen отправил за границу почти 25 тысяч произведенных в России автомобилей.

По моделям экспортный рейтинг будет таким:

  • Skoda Kodiaq (производство ГАЗ, Нижний Новгород) – около 10 тысяч штук;
  • Lada 4×4 – около 8 тысяч штук;
  • Lada Vesta – примерно 6 тысяч автомобилей;
  • Lada Xray – 1500 единиц;
  • Volkswagen Polo – 1400 единиц;
  • Hyundai Solaris – 1008 единиц;
  • Lada Largus – 803 единицы;
  • Kia Rio – 635 машин;
  • Lada Granta – 605 штук;
  • Skoda Rapid – 465 машин.

На 2020 год у производителей были большие планы, но как и во всем остальном, их разрушил коронавирус. Так, рост экспорта до 4,2 миллиардов долларов мог загрузить российские заводы, которые без него работали бы с неполной загрузкой из-за спада спроса на внутреннем рынке. Однако сейчас спад будет во всех странах мира, а восстанавливаться рынки начнут не раньше, чем в 2021 году.

Архив моделей марки Izh

История «ИжАвто»

Производство автомобилей на заводе «Ижмаш» в Удмуртии было начато в апреле 1966 года. Уже в декабре 1966 года на «Ижмаше» был собран первый Москвич-408, разработанный на заводе им. Ленинского комсомола Москвы. Всего в период становления на заводе в 1966 с конвейера сошло 300 автомобилей Москвич-408. Модернизированная модель Москвич-412 появилась на конвейере в декабре 1967 года, и до конца этого года «Ижмаш» собрал 204 автомобиля. Конструкторский коллектив завода разработал свои модернизированные модели Иж-2125 комби и Иж-2715 фургон. В 1971 году вступили в строй последние основные и вспомогательные автомобильные цеха «Ижмаша». На заводе было установлено около 5000 различных станков и дополнительного оборудования, конвейеры «Ижмаша» имели общую длину более пятидесяти километров. Наиболее трудоемкие процессы — сварку и покраску узлов автомобиля делают роботы и автоматические поточные линии.

В октябре 1977 года коллектив завода отпраздновал сошедший с конвейера миллионный автомобиль. Разработанная конструкторами завода новая модель Иж 2126 встала на конвейер в 1991 г. В начале 90-х завод выделился в отдельное предприятие «ИжмашАвто». Лидирующей моделью на «Ижмаше» был хэтчбек Иж 2126, который получил новое имя «Ода» и выпускался в виде нескольких модификаций. Выпускал завод и грузовики — пикап Иж 27171 и фургон — ИЖ 2717. В 2005 году выпуск собственных моделей «ИжАвто» был прекращен, началась промышленная сборка автомобилей KIA Rio и Spectra, а в 2007-м запущено производство внедорожника Sorento. Заводской коллектив делал несколько попыток запустить сборку чешской модели Skoda, но из-за многочисленных организационных и технических трудностей пришлось отказаться от сотрудничества.

В результате значительного спада продаж, вызванного мировым кризисом 2009 года, компания «ИжАвто» полностью остановила производство автомобилей и была объявлена банкротом. В 2010 году дела в компании начали постепенно налаживаться. После годового простоя основное оборудование было расконсервировано, появился план производства на будущее. Спустя год компания налаживает производство ВАЗ 2107 , затем на конвейер встала ограниченная партия KIA Spectra и Sorento. В июле 2012 года на заводе Иж стартовала сборка Lada Granta, для этого в организацию производства было вложено 1.36 млрд. руб. В этом же году завод полностью остановил выпуск «четвёрки» ВАЗ 2104, тем самым поставив точку в истории ВАЗовской «Классики». Начиная с сентября 2015 года «ИжАвто» начинает серийное производство российского бестселлера Lada Vesta . 19 июня 2017 года была выпущена 100-тысячная «Лада Веста».

Сегодня в нашей стране собирают несколько десятков моделей иностранных марок, причем среди них представлены бренды со всего мира – США, Германия, Чехия, Франция, Япония, Китай, Южная Корея. В Калуге налажено производство престижных седанов Audi, в Калининграде – их главных конкурентов BMW. В Черкесске выпускают китайские модели Brilliance, Lifan и Geely, а в Набережных Челнах – американские Ford. На другом конце нашей страны, во Владивостоке, собирают японские Mazda и корейские SsangYong. И это лишь малая часть обширного списка иностранных моделей, производимых на отечественной земле.

Начало проблем

«Старт» получил 1,5-литровый мотор от серийного «Москвича-412». И если на «доноре» силовой агрегат выдавал 75 «лошадок», то специально для ИЖ-13 его форсировали до 95 л.с. И этот показатель для того времени был очень достойным. Благодаря прокаченному двигателю «Старт» мог разогнаться до 100 км/ч за 12 секунд. А его максимум составил 165 км/ч. При этом, сам автомобиль весил чуть менее 900 килограммов.

Конечно, у «Старта» были и недостатки. В первую очередь это было связано с тем, что переднеприводные автомобили в стране не котировались. И соответственно, промышленность не была готова к их появлению. Яркий пример – отсутствие шарниров равных угловых скоростей. И наружным шарнирам, используемым в ИЖ-13, пришлось работать на износ. Из-за этого значительно сократился срок эксплуатации шин, шестерней и валов трансмиссии. Пришлось срочно решать проблему. Но выход из ситуации нашли один: сделали так, что колеса могли поворачивать на угол в 76 градусов. Но из-за этого резко возрос радиус поворота. В общем, ситуация требовала какого-то другого решения. Но справиться в одиночку Ижевское предприятие не могло.

Модельный ряд «ИЖ»

Автомобильный завод в Ижевске выпускал свою линейку авто, но при этом марка «Москвич» для всех автомобилей была сохранена. Машины завода отличала эмблема «ИЖ» на радиаторе. Они всегда славились высоким качеством и хорошими ходовыми показателями. Производство развивалось и модернизировалось. За всю историю работы предприятия с его конвейеров сходили разнообразные модели «Москвичей», превосходившие по качеству собратьев, изготовленных на АЗЛК.

  • «Москвич-412» изготавливали на Ижевском заводе с 1967 фактически до 2001 года.
  • Новая модель – грузовой фургон «Москвич-434» – детище 1968 года. Грузоподъемность этой машины до 600 кг.
  • 1972 – год выпуска модели «Иж-2125-комби».
  • Выпуск «ИЖ-2715» завод освоил в 1973 году. Это был полноприводный внедорожник, разработка которого велась конструкторами завода с 1970 года. В народе эти машины называли «Каблучок». Они были буквально нарасхват, ведь ничего подобного отечественный автопром не выпускал.

Модельный ряд «ИЖ»

Теперь для производства новых моделей марки «ИЖ» использовались свои собственные разработки, поэтому было решено больше не использовать слово «Москвич». Фирменным знаком ижевских автомашин оставался логотип «ИЖ».

Выпуск миллионного автомобиля завод в Ижевске торжественно отмечал в 1977 году, 27 октября.

В 1984 году завод приступил к производству очередной новинки – «Орбита» ИЖ-2126 – заднеприводный автомобиль. В 2003 году эта машина стала называться «ОДА». Но она так и осталась недооцененной потребителями и завершающей в модельном ряду ИЖ. Да и время уже было не легкое для завода, да и для всей страны.

«ИЖ-2715»

Грузовой или грузопассажирский автомобиль (в различных модификациях) с типом кузова «фургон». Кабина автомобиля двухместная, сиденья – раздельные с регулировкой сиденья водителя по длине и наклону спинки. Создан на базе автомобиля «Москвич-412».

Фургон часто занимался перевозкой кондитерских изделий, отчего получил второе прозвище «пирожок»  Фото: drive2.ru

В 1980-е годы был единственным в СССР легким развозным автомобилем. До этого снабжение торговых организаций подобным транспортом традиционно возлагалось на авторемонтные заводы, переделывавшие в развозные фургоны и пикапы, отслужившие свое седаны и универсалы. Его грузоподъемность составлял 450-500 кг. Использовался для перевозки небольших партий грузов.

Характеристики:

  • Длина 4 130 мм
  • Ширина 1 555 мм
  • Высота 1 590 мм
  • Колесная база 2 400 мм
  • Масса снаряженная 1 015 кг
  • Объем бака 46 л

LADA Granta лифтбек

Автомобиль имеет оригинальную особенность экстерьера. Так, динамичный облик формируют ниспадающая линия крыши и восходящая подоконная линия. Для изменения подоконной линии скорректирована конструкция задних дверей, отличная от седана, применены новые штампованные панели двери и внутренняя пластиковая обивка.

Фото: Эдуард Карипов

Первый автомобиль этой модели был выпущен 14 мая 2014 года. 150-тысячный лифтбек сошел с конвейера три года спустя. Всего же было собрано более 175 тысяч ижевских лифтбеков Granta.

Характеристики:

  • Длина 4246 мм
  • Ширина 1700 мм
  • Высота 1500 мм
  • Колесная база 2476 мм
  • Масса снаряженная 1160-1560 кг
  • Объем бака 50 л

LADA Vesta

Концепт LADA Vesta* был представлен в августе 2014 года на Московском международном автосалоне. LADA Vesta – первый автомобиль АВТОВАЗа, который встал на конвейер (2015 год) всего лишь через год после презентации концептуального прототипа. Vesta протестирована в зимних и летних условиях на двух специальных полигонах: в арктических условиях на севере Швеции и в Германии на полигоне в Боксбурге, где отрабатывались ABS* и ESP*.

Ижевская LADA Vesta – первый серийный автомобиль с системой «ЭРА-ГЛОНАСС»  Фото: архив редакции

LADA Vesta получила наивысший 4-звездный рейтинг по результатам краш-теста, проведенного изданием «Авторевю», набрав 14,1 балла или 4 звезды ARCAP* и войдя в пул наиболее безопасных автомобилей на российском рынке.

Характеристики:

  • Длина 4 410 мм
  • Ширина 1 764 мм
  • Высота 1 497 мм
  • Колесная база 2 635 мм
  • Объем багажного отделения 480 л
  • Объем бака 55 л

«Москвич-408»

Первой ласточкой завода стал легендарный «408-й», который занял свое место на конвейере в 1966 году. Особенности модели: рычаг переключателя коробки передач находился на рулевой колонке, а переднее сиденье было нераздельным. «Москвич-408» – первый советский автомобиль, который был подвергнут краш-тесту. Испытавшие автомобиль в 1966 году эксперты английского журнала The Motor* пришли к выводу, что максимальная скорость «Москвича-408» (129 км/ч) являлась для тех лет «заслуживающей уважения».

Модель стала первым заднеприводным седаном, выпущенным на Ижевском автозаводе  Фото: Константин Ившин

Всего в декабре 1966 года было собрано 300 автомобилей модели «Москвича-408», а в мае был выпущен 1000-й экземпляр машины. Производство автомобиля завершилось в 1969 году выпуском 4 196 экземпляров автомобилей. Этот автомобиль позволили протестировать производственные технологии, что сделало дальнейший выпуск машин более простым.

Характеристики:

  • Длина 4 090 мм
  • Ширина 1 550 мм
  • Высота 1 500 мм
  • Колесная база 2 400 мм
  • Масса снаряженная 990 кг
  • Объем бака 46 л

Кайдзен по-русски: как на самом деле собирают LADA Vesta в Ижевске

Про рождение предприятия в Ижевске до сих пор ходит немало легенд и слухов. Говорят, что оно увидело свет «благодаря» внутренним интригам в Политбюро ЦК КПСС. Тогдашний куратор оборонного комплекса страны министр обороны Устинов предложил построить автозавод в пику Косыгину, который «заведовал» автопромом. Брежнев поддержал оборонщиков, и завод заложили в 1965 году.

Первым ижевским автомобилем стал «Москвич-408». Произошло это 12 декабря 1966 года. А к началу девяностых заводчане освоили выпуск собственной модели — Иж-2126 «Ода». Вроде бы дела налаживались, но случился развал СССР, который серьезно скорректировал все планы завода.

ПО-НОВОМУ

Трудностей было много, но в итоге в 2011 году завод стал частью АВТОВАЗа. Тогда же на предприятии началась масштабная модернизация производства с целью полной смены модельного ряда. К тому времени в Тольятти уже «наелись» потребительской критикой классических «Жигулей».

В итоге, в 2014 году в Ижевске начали собирать лифтбэк LADA Granta, который отличался и от «классики» и от семейства «Самар». А в сентябре 2015-го тут были выпущены первые серийные LADA Vesta. Эта модель и вовсе кардинально отличалась от всего того, что АВТОВАЗ строил ранее, а значит, и подход к выпуску модели должен был быть совершенно иным.

И тут будет уместно напомнить, что в 2012 году АВТОВАЗ вошел в Альянс Renault-Nissan. Новое руководство прекрасно понимало, что автомобили уже давно никто не делает в одиночку. Это — международный продукт.

РОБОТЫ ВАМ В ПОМОЩЬ!

Если театр начинается с вешалки, то автомобильный завод — с прессового производства. На этот счет в Ижевске теперь все круто. Штамповочные детали изготавливают на линиях таких известных компаний, как Clearing и Erfurt. Ну, а настоящая жемчужина — роботизированная прессовая линия особо крупной штамповки, где делают панели боковин, дверей и крыши.

Хронология выпуска автомобилей

  • 1966—1967 Москвич-408 выпущено 4196 машин
  • 1968—2001 Москвич-412 выпущено 2 317 439 машин (всех модификаций)
  • 1968—1973 Москвич-434
  • 1973—2001 Иж-2715 (выпущено 1 076 954 машины всех модификаций)
  • 1973—1997 Иж-2125 выпущено 414 187 машин (всех модификаций)
  • 1982—1997 Иж-27151
  • 1990—2005 Иж Ода (выпущено 141 508 машин)
  • 2002—2005 ВАЗ-2106
  • 2002—2012 LADA 2104
  • 1997—2005 Иж-2717
  • 1997—2005 Иж-27171
  • 2003—2006 Иж-21261
  • 2005—2012 Иж-27175
  • 2005—2009, 2011 Kia Spectra
  • 2006—2009
  • 2007—2009, 2011
  • 2011—2012 LADA 2107
  • 2012—2017 LADA Granta
  • 2014—2017
  • 2014—2017 Nissan Sentra
  • 2015—2017 Nissan Tiida
  • 2015— н. в. LADA Vesta
  • 2017— н. в. LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross
  • 2018— н. в. LADA Vesta Cross

Советизация Renault-16

Естественно, полного «копипаста» с «Рено» не было. Эту модель взяли, скорее, в качестве, если можно так выразиться, музы. И поэтому ИЖ-13, получивший пятидверный кузов хэтчбек, сильно отличался от «француза». Во-первых, сильные различия были во внешности. «Старт» получил современный и симпатичный по меркам того времени облик. А это уже играло немаловажную роль. В целом, «тринадцатый» выглядел прогрессивно и спортивно. И это должно было подкупить потенциальных потребителей.

Во-вторых, в отличие от всех других советских автомобилей, которые оснащались задним приводом, ИЖ-13 получил привод передний, а также продольное расположение силового агрегата. Еще на заводе решили, что капот должен открываться не как у «Москвичей», а как у «Волги». И поэтому петли крышки расположили не со стороны радиатора, а у лобового стекла.

В-третьих, что касается размеров, то «Старт» в длину имел 4 045 мм, в ширину – 1 677 мм, а в высоту – 1 480 мм. Такие параметры должны были привнести в автомобиль больше комфорта для пассажиров. Дело в том, что «тринадцатый» получался на 127 мм шире «Москвича». Более того, обошел он по этому показателю и будущий бестселлер – ВАЗ-2101. ИЖ был шире на 66 мм.

Деятельность

В 2005 завод выпустил 52 822 автомобиля. В 2005 было продано 1810 Kia Spectra, за первые пять месяцев 2006 года — 8549 автомобилей. В 2006 году завод увеличил производство автомобилей на 23 % — до 65 024 единиц.

В 2006 году выручка завода выросла по сравнению с 2005 годом в 2,2 раза — до 18,4 млрд руб.; чистая прибыль составила 274 млн рублей.

Выручка компании за 2008 год составила 20,891 млрд руб., чистый убыток — 908 млн руб.

В 2010 году завод выпустил 6 980 машин LADA 2104 и Иж-27175.

За 2011 год завод выпустил 70 176 автомобилей, в том числе: 30 826 — ВАЗ-2104, 31 629 — ВАЗ-2107, 5 241 — Иж-27175, 1 680 — KIA Spectra и 800 — KIA Sorento.

В 2012 году предприятие произвело 48 573 автомобиля, в том числе, 24 074 — LADA Granta. 25 июля 2012 года на предприятии началось производство модели LADA Granta. В организацию производства было вложено 1,36 млрд руб. 17 сентября 2012 года ИжАвто выпустила последний экземпляр универсала LADA 2104, завершив тем самым историю производства «классики».

14 мая 2014 года с конвейера завода сошел первый автомобиль LADA Granta в модификации кузова «лифтбек». В феврале 2015 года на заводе была начата пилотная сборка автомобиля LADA Vesta. 25 сентября 2015 года было начато серийное производство автомобилей LADA Vesta.

11 сентября 2017 года семейство LADA Vesta расширилось — стартовало производство автомобилей LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross.

В конце 2017 года ИжАвто перенес производство в Тольятти, тем самым освободив производственные мощности для семейства LADA Vesta. 16 декабря 2017 года с конвейера завода сошёл пятимиллионный автомобиль. 25 апреля 2018 года в производство был запущен седан LADA Vesta Cross. 1 марта 2019 года был выпущен 300-тысячный автомобиль «Лада Веста».

«Москвич-408»

Первой ласточкой завода стал легендарный 408-й, который после переноса производства из столичного АЗЛК, занял свое место на конвейере в 1966 году. Автомобиль, ставший преемником «Москвича-403», отличался современным по тогдашним меркам дизайном и выпускался с тремя типами кузовов — седан, универсал и фургон. Правда, в Ижевске был освоен седан и в небольших количествах цельнометаллический фургон, которых имел индекс «434».

«Москвич-408» снялся в фильме Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» в роли автомобиля Шефа Фото: Константин Ившин

Всего в декабре 1966 года было собрано 300 автомобилей модели «Москвича-408», а в мае был выпущен 1000-й экземпляр машины. Производство автомобиля завершилось в 1969 году выпуском 4196 экземпляров автомобилей. Эти автомобили позволили протестировать производственные технологии, что сделало дальнейший выпуск машин более простым.

Характеристики:

  • Длина 4090 мм
  • Ширина 1550 мм
  • Высота 1500 мм
  • Колесная база 2400 мм
  • Масса снаряженная 990 кг
  • Объем бака 46 л

Статистика

Производство автомобилей в 1966—1991 годах:

1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978
300 3029 13 826 20 822 39 109 71 154 105 210 122 100 153 200 165 600 165 600 170 900 171 300
1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
173 000 179 150 176 200 174 950 177 950 177 950 178 950 180 580 185 950 188 700 180 265 180 823 168 224

Производство автомобилей в 1992—2004 годах:

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
115 204 75 190 50 156 25 618 16 238 8020 10 479 15 004 27 418 47 762 78 236 93 505 96 497

Производство автомобилей после 2005 года:

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
52 822 65 024 78 802 64 200 8200 6980 70 176 48 573 57 771 74 194 73 000 96 250 119 117 130 816 128 000